Гарантийный срок

 

                 Гарантийный срок

В соответствии с п.1 ст.469 ГК РФ  продавец (поставщик, изготовитель) вправе дать на товар гарантию качества, которая реализуется в форме гарантийного обязательства. В рамках гарантийного обязательства продавец обязан обеспечить соответствие товара условиям договора о его качестве, а в случае возникновения недостатков в изделии (наступления гарантийного случая) устранить недостатки либо заменить товар ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору. Существование гарантийного обязательства обусловлено определенным временным периодом – гарантийным сроком.

В отличие от ГК РФ  в п.6 ст.5 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»  усматривается охранительная направленность.  В соответствии с указанной нормой гарантийный срок-это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные ст.18 и 29 Закона.

Гарантийный срок должен быть технически обоснованным сроком безотказной службы изделия, отражать надежность изделия, он может выполнять стимулирующую функцию в качестве средства, влияющего на технический прогресс. Однако не верно связывать гарантийные сроки исключительно с надежностью продукции. Давая гарантию, изготовитель (поставщик, продавец) ручается за отсутствие в товаре в заданный период времени каких бы то ни было дефектов, имеющих скрытый характер (дефектов в конструкции изделия, недостатков,  появлением коррозии, дефектов, выражающихся в нарушении окраски вследствие несоблюдения технологии окрашивания, нарушения теплопроводности и т.п). Ручательство за соответствие качества товара договору в рамках гарантии подкрепляется обязанностью изготовителя (поставщика) устранять дефекты, которые были обнаружены в товаре в период действия гарантии. Нарушение указанной обязанности влечет для изготовителя (поставщика) наступление неблагоприятных имущественных последствий, а покупателю дает возможность воспользоваться одним из закрепленных в законодательстве средств правовой защиты.

Вместе с тем использование института гарантийных сроков не должно вводить в заблуждение покупателей относительно качества товара, ограничивать покупателей в их законных правах, в том числе с помощью «запланированного устаревания».

До вступления в действие Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в случае регламентации гарантийных сроков государственными стандартами, стороны вправе были изменить продолжительность этих сроков путем их увеличения. В настоящее время стороны договора поставки обладают высокой степенью усмотрения в решении вопроса об установлении гарантийных сроков и их продолжительности. При согласовании таких сроков договаривающиеся стороны обычно учитывают положения стандартов. Они могут учитывать также информацию, содержащуюся в ТУ, технологических инструкциях (картах), рецептурах. Стороны вправе (но не обязаны) указывать в договоре более продолжительные по сравнению со стандартами гарантийные сроки. В такой ситуации поставщик (изготовитель, продавец) может ставить вопрос об увеличении цены договора. Не  считается нарушением законодательства случаи, когда стороны устанавливают в договоре сроки гарантии, менее продолжительные по сравнению с требованиями стандартов, если только стороны не предусмотрели обязательность следования стандарту. Стороны могут включить в договор условие о гарантийном сроке, и при отсутствии положений о нем в стандартах.

Непосредственно техническими регламентами гарантийные сроки не устанавливаются. В ряде технических регламентов указывается на необходимость включения сведений о гарантийных сроках в документы, относящиеся к товару, а также в маркировку товара. В перечни стандартов, содействующих выполнению требований технических регламентов, могут включаться стандарты, в которых содержится информация о гарантийных сроках.

Отсюда, в некоторых случаях положения стандартов о гарантийных сроках напрямую увязаны с нормами технических регламентов, стороны договора поставки стремятся такие положения стандартов выполнять, по существу, придавая им обязательный характер.

Продолжительность гарантийных сроков, устанавливаемых стандартами, может различаться в зависимости от категории (вида) товара.

Нормы стандартов о гарантийных сроках могут отсылать к другим стандартам и предоставлять возможность учета мнения заказчика (покупателя) о продолжительности гарантии.

Правила исчисления гарантийных сроков устанавливает ст. 471ГК РФ. Стороны своим соглашением положения Кодекса могут изменить. По общему правилу, гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, но в договоре можно указать, что, гарантийный срок на оборудование, поставляемое по договору, начинает течь от даты подписания акта пуско-наладки оборудования.

Если покупатель лишен возможности пользоваться товаром, в отношении которого выдана гарантия качества, по обстоятельствам, зависящим от продавца, течение гарантийного срока должно прерываться до момента устранения продавцом таких обстоятельств. Гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться по назначению из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии сообщения покупателем продавцу о дефектах.

Гарантийный срок на комплектующее изделие приравнивается к гарантийному сроку на основное изделие и начинает течь одновременно с ним. Если комплектующее изделие в период эксплуатации товара вышло из строя вследствие обнаруженных в нем дефектов (скрытого характера), в отношении нового комплектующего действует гарантийный срок той же продолжительности, что и на предыдущее комплектующее. При этом на новое комплектующее гарантийный срок начинает течь заново.

Условие договора о досрочном прекращении гарантийного срока в связи с неоплатой товара является ничтожным, поскольку отсутствует взаимная связь между гарантийным обязательством и обязанностью по оплате товара. То есть, существование гарантийного обязательства не может ставиться в зависимость от факта исполнения покупателем обязанности по оплате. Покупатель не вправе воспользоваться правами по гарантийному обязательству, если ТУ, в которых установлен гарантийный срок на товар, не были утверждены продавцом (директором завода-изготовителя) в момент заключения договора поставки. Соответственно такие ТУ не могут изменять условия договора, заключенного до их принятия, действие гарантии на товар распространяться не будет.

В зависимости от свойств и назначения товара, в нормативно-технических документах, в частности, в межгосударственных и национальных стандартах, говорится о гарантийном сроке эксплуатации, гарантийном сроке хранения, гарантийном сроке годности. Под гарантийным сроком эксплуатации (гарантийным сроком службы) понимается период времени, в течение которого изготовитель гарантирует стабильность показателей качества продукции в процессе ее эксплуатации (службы) при условии соблюдения покупателем правил эксплуатации. Однако гарантийный срок, как правило, не совпадает со сроком службы, т.е. с наступлением предельного состояния объекта. Срок службы более длителен. Отсюда следует вывод, что гарантийный срок не тождествен сроку службы изделия. Более точно суть гарантийного срока эксплуатации отражает определение, содержащееся в п. 1.1.30 Рекомендаций «Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения. Р 50-605-80-93» (утв. приказом ВНИИстандарта от 9 июля 1993 г. № 18), – это интервал времени эксплуатации, в течение которого действуют гарантийные обязательства.

Разновидностью гарантийного срока эксплуатации принято считать гарантийную наработку, которая устанавливается в отношении продукции, при эксплуатации которой расходуется ресурс и учитывается наработка. Ресурс обозначает суммарную наработку изделия в течение срока службы, наработка – интервал времени, в течение которого изделие находится в состоянии функционирования. Гарантийная наработка не измеряется календарной продолжительностью. Она может измеряться часами, километражем пробега и т.п. (наработка как непрерывная величина), числом циклов, срабатываний, запусков и т.п. (наработка как дискретная величина).  В действующем  гражданском законодательство отсутствует термин «гарантийная наработка» и соответственно  законом не установлены последствия выявления скрытых недостатков в рамках гарантийной наработки. При обнаружении в товаре в рамках гарантийной наработки скрытых дефектов будут наступать аналогичные обнаружению дефектов в товаре в рамках гарантийного срока правовые последствия, на это также указывали советские ученые. Таким образом, отнесение гарантийной наработки к одному из видов гарантийного срока является условным.

Под гарантийным сроком хранения понимается интервал времени хранения, транспортирования продукции в упаковке поставщика и ввода продукции в эксплуатацию, в течение которого действуют гарантийные обязательства (п. 1.1.31 Рекомендаций Р 50-605-80-93). Отсюда срок хранения должен устанавливаться преимущественно на те товары, показатели и свойства которых могут ухудшаться во время хранения. Истечение срока хранения подразумевает, что продукция продолжает оставаться доброкачественной (может использоваться по назначению, сохраняет заложенные при ее выпуске показатели качества). В случае установления гарантийного срока эксплуатации на продукцию, в отношении которой определен срок хранения, истечение последнего не будет прекращать действие гарантийного срока эксплуатации. Срок хранения как бы продлевает действие гарантийного срока эксплуатации, при этом «покупатель может предъявить поставщику требования при снижении качества или обнаружении недостатков, установленных как в период хранения, так и в течение гарантийного срока».

Гарантийный срок устанавливается преимущественно на продукцию длительного пользования и связан с обеспечением качества товара. Срок годности должен назначаться на скоропортящуюся продукцию, истечение такого срока свидетельствует о негодности продукции для потребления, а в ряде случаев может означать ее опасность для покупателей (потребителей). Утрата продукцией (полностью или частично) по истечении срока годности своих потребительских свойств происходит не из-за скрытых недостатков в изделии либо неправильного его хранения или использования, а в силу объективных свойств самой продукции. Именно по этой причине Закон о защите прав потребителей регламентирует необходимость установления срока годности на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары. Запрещается продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен.

На один и тот же товар может устанавливаться гарантийный срок эксплуатации и (или) гарантийная наработка.

Существуют особенности в исчислении отдельных видов гарантийных сроков. Так, в целях стимулирования скорейшего ввода изделия (машины, оборудования) в эксплуатацию гарантийный срок может исчисляться со дня ввода продукции в эксплуатацию, но не позднее определенного количества месяцев. Со дня изготовления продукции обычно исчисляются гарантийные сроки хранения (годности). Гарантийный срок эксплуатации, при установлении на ту же продукцию и гарантийного срока хранения, начинает течь с момента окончания срока хранения при условии, что продукция не была введена в эксплуатацию.

Различные единицы метрической системы мер могут использоваться для исчисления гарантийных сроков. В частности, гарантийные сроки эксплуатации и хранения измеряются в календарном исчислении – в годах, месяцах. Гарантийная наработка может измеряться часами, километражем пробега и т.п. (наработка как непрерывная величина), числом циклов, срабатываний, запусков и т.п. (наработка как дискретная величина). В договорах поставки целесообразно устанавливать вид, продолжительность и начальный момент исчисления гарантийного срока.

Таким образом, гарантийный срок можно определить как специальный квалифицированный срок, в пределах которого действует гарантийное обязательство – ручательство изготовителя (поставщика, продавца) за безотказную работу товара (изделия, продукции), а также за отсутствие в товаре скрытых недостатков. Обязанность по устранению недостатков, обнаруженных в товаре, в период действия гарантии является частью указанного ручательства. Стороны договора поставки вправе по своему усмотрению решать вопрос об установлении гарантийных сроков и их продолжительности. Однако при согласовании таких сроков поставщик и покупатель учитывают положения технических регламентов и стандартов.