Несчастный случаи во время поездок на служебном или личном транспорте

Несчастный случаи во время поездок на служебном или личном транспорте

Довольно часто несчастные случаи на производстве происходят не на рабочим месте работника, а во время поездок связанных с выполнением трудовых обязанностей, на служебном, либо на используемом для работы личном транспорте. В таких ситуациях бывает довольно сложно квалифицировать происшествия, и их рассмотрение требует определенного внимания.

Несчастным случаем на производстве может быть признано ДТП, если авария произошла: на служебном транспорте или на личном транспорте работника.

ДТП считается несчастным случаем на производстве, если работник использовал свой автомобиль в служебных целях и по распоряжению работодателя ( ст. 227 ТК РФ). Только в таких условиях работнику выплачивается соответствующая компенсация.

Можно привести яркий пример из судебной практики 2009 года. Работник в рабочее время поехал с другим работником на личном автомобиле последнего в хозяйственный магазин. Работников сопровождал их руководитель. Он на словах попросил электромонтера оказать помощь в приобретении электротоваров для производственных нужд. На обратном пути произошло ДТП, в котором пострадал работник пассажир. Факт ДТП подтверждался:
• справкой о ДТП;
• протоколами опросов пострадавшего, очевидцев несчастного случая и сотрудника ДПС;
• постановлением по делу об административном правонарушении.

После лечения пассажира ему выдали листок нетрудоспособности. В нем значилось, что причиной травмы явился несчастный случай на производстве.

Работодатель провел расследование и направил в ФСС РФ акт о несчастном случае и прилагающиеся документы. Специалисты фонда решили, что производственный характер травмы не подтвержден.

Они сослались на отсутствие документов:
• приказ руководителя об использовании личного автомобиля для служебных поездок;
• путевой лист;
• документы на приобретение товаров для производственных нужд.

Три судебных инстанции заняли сторону ФСС РФ. Однако Президиум ВАС РФ признал действия фонда незаконными. Перечисленные документы подтверждают расходы в целях налогообложения прибыли. Но они не обязательны для признания несчастного случая на производстве страховым.

Несчастный случай, произошедший с работником, который перемещался на служебном автомобиле, считается связанным с производством, если:

управляя автомобилем, он находился на рабочем месте;
он ехал на работу или с работы;
находился на вахте
находился в поездке на автомобиле, выполняя служебные обязанности по трудовому договору или распоряжению работодателя .

Здесь можно привести следующий пример. По своей инициативе два работника решили съездить на служебном автомобиле на обед в кафе, расположенное за территорией работодателя. По дороге они попали в ДТП. Один из работников получил травму и оказался временно нетрудоспособен.

В этом случае работники, хотя и находились в служебном автомобиле, свои рабочие обязанности не выполняли. Цель их поездки не была связана с трудовой деятельностью. Следовательно, данное происшествие является бытовой травмой.

СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ ПРИ АВАРИИ НА ЛИЧНОМ АВТОТРАНСПОРТЕ

Чтобы получить страховую выплату за несчастный случай на личном автотранспорте, необходимо подтвердить, что:
1.событие произошло в рабочее время;
2. личный автомобиль использовался по распоряжению работодателя;
3. поездка выполнялась в служебных целях.
Для подтверждения того, что случай является страховым, в ФСС РФ необходимо предоставить:

1. акт о результатах расследования несчастного случая на производстве;
2. заключение медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности и необходимости медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
3.справку о заработке пострадавшего работника за период, необходимый для расчета ежемесячных страховых выплат;
4. трудовой договор ( гражданско-правовой договор, трудовую книжку);
5. другие документы, перечисленные в п. 4 ст. 15 ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ .

Чтобы подтвердить, что работник выполнял распоряжение работодателя, необходимо представить письменный документ, например приказ. Если он не оформлялся, достаточно представить протоколы опроса работника и его руководителя.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА ЗА УЩЕРБ В ДТП

Материальная ответственность работника может быть в размере среднего заработка или полной .

Ответственность в размере среднего заработка наступает если:
1. работник совершил ДТП, но по какой-то причине сотрудников ДПС не вызывали, происшествие не оформляли;
2. имущественный ущерб превышает размер страховки КАСКО либо данный вид страховки не заключался.
При этом работник не совершил или не виноват в административном правонарушении.

Полная ответственность может наступить, если госорганы привлекут работника к административной ответственности за нарушение (проступок). . При этом должно быть доказано, что ущерб является следствием проступка (п. 12 постановления ПВС РФ от 16.11.2006 № 52 ).

Статью «Несчастный случай по пути на работу» читайте здесь.