Опознание по голосу

                    Опознание по голосу

На практике опознание по голосу проводится следователями довольно редко, поскольку  получение доказательственной информации с помощью опознания по голосу не предусмотрено процессуальным законом.

Следователи, применяющие опознание по голосу  в своей практике и суды, оценивающие результаты опознания, не принимают во внимание отличие данной процедуры от опознания по признакам внешности и не в полной мере осознают все сложности его проведения и риски использования результатов.

При оценке достоверности опознания по голосу особый интерес представляют результаты научных экспериментов, которые проводились с целью оценки способностей человека к распознаванию дикторов.

Современный уровень развития научных знаний в области голосовой биометрии и криминалистики позволяет выделить ключевые моменты, которые влияют на достоверность результатов опознания по голосу.

Во-первых, это продолжительность речи, по которой производится опознание. Чем больше продолжительность звучащей речи, тем ниже вероятность ошибки опознания.

Во-вторых, сопоставимость вида и стилей речи. Точность результата опознания существенно возрастает, если опознающему приходится опознавать  не по спонтанной речи, которую он использовал при вербальном контакте с опознающим, а по подготовленной  — в форме чтения или произнесения заученного текста.

В-третьих, качество речевых сигналов. Качество записанных речевых сигналов в случаях когда  опознание проводится  по  записанной, а не живой речи... В каналах подвижной цифровой телефонной связи (GSM) при кодировании (сжатии) речевого сигнала идентификационно значимые признаки могут быть утрачены или искажены в случае звучания одновременно с речью целевого диктора речевых сигналов сопоставимого уровня от других дикторов или мультитональной помехи.

В- четвертых, опоставимость технических характеристик речевых сигналов. Речь идет о таких характеристиках, как уровень и частотный диапазон; отношение сигнал/шум; характер и степень проявления искажений, обусловленных нелинейностью АЧХ8 или недостаточным динамическим диапазоном каналов записи-воспроизведения  или голосовой связи , если опознающий слышал неизвестного диктора по телефону.  Вероятность ложноотрицательного вывода по результатам опознания существенно возрастает, если опознающий слышал неизвестного диктора, например, по телефону, а опознает по живой  речи или наоборот.

В-пятых, сопоставимость эмоционального состояния.  Опознающему довольно сложно установить принадлежность, например, криков с угрозами, которые он слышал от неизвестного диктора, спокойно говорящему или читающему человеку, участвующему в опознании.

Сопоставимость акустических условий прослушивания. Эти условия определяются акустическими характеристиками помещения или места, где находится диктор и слушатель, а также взаимным расположением последних. Звучание голоса участвующего в опознании диктора, находящегося в небольшом служебном помещении, может существенно отличаться от звучания его же голоса в окруженном высотными домами дворе или на лестничном пролете многоэтажного дома, или в салоне легкового автомобиля.

В- шестых, ограниченность «задержки идентификации». В данном случае, речь идет об интервале времени между моментом, когда опознающий слышал неизвестного диктора, и процедурой опознания.

Изменения голоса могут быть связаны с взрослением или старением человека, изменением состояния его здоровья, приобретением или, напротив, отказом от вредных привычек, сменой места формирования речевых навыков и т. д.

В качестве ориентира можно указать следующие идентификационные периоды: для подростка — два-три года; для взрослого человека — порядка 10 лет.

В-седьмых, сопоставимость акцентов или диалектов звучащей речи. Выполнить данное условие крайне сложно, а зачастую и невозможно, так как,  судебные эксперты  не способны знать особенности всех территориальных диалектов языка и отличить признаки определенного диалекта от индивидуализирующих признаков конкретного диктора, если сравнение производится один к одному.

Способность опознающего адекватно воспринимать особенности голоса и речи опознаваемого. На слух опознающего могут оказывать влияние: особенности строения слухового аппарата; натренированность слуха или его дефекты; заболевания и физическое состояние в момент прослушивания, а также технические характеристики устройств, образующих каналы передачи и воспроизведения фонограммы, и т. п.

На результат опознания может оказать влияние количество дикторов, участвующих в опознании, а также порядок их предъявления для опознания.

Отсюда можно сформулировать ряд условий, которые обеспечивают наименьший и наибольший уровень ошибки при опознании по голосу.

Наименьшая ошибка опознания диктора достигается при выполнении следующих условий.

  1. 1. Опознающий слышал речь неизвестного диктора несколько раз, в течение длительного периода времени, в различных условиях и при разных обстоятельствах речевой деятельности.
  2. Во время вербального контакта речь неизвестного диктора содержала важную для опознающего информацию и действия диктора не создавали непосредственной угрозы для жизни или имущества потерпевшего.
  3. На этапе предварительного допроса опознающий способен дать максимально детализованное словесное описание признаков голоса и речи опознаваемого диктора, а также условий их восприятия. Вербализация мысленного образа позволяет систематизировать запоминание, сделать его более четким и длительным, мобилизует имеющиеся возможности памяти и тем самым способствует успешному опознанию.

Необходимо установить следующие признаки:

а/ пол и возрастная категория: мужчина или женщина; ребенок; подросток; молодой; взрослый (среднего возраста); пожилой (старый);

б/высота, громкость и сила голоса.

в/ характер речи: медленная/быстрая; спокойная/возбужденная, связная/отрывистая; внятная-невнятная (дикция);

г/ стиль и форма речи: официально-деловой; разговорный; монолог/диалог; короткое, заранее подготовленное сообщение и т. п.;

д/ темп речи: быстрый/медленный;

е/ использование жаргонизмов и профессионализмов и других, характерных для опознаваемого диктора слов и выражений;

ж/ наличие дефектов произношения (заикание, шепелявость, картавость и др.);

з/ наличие признаков национального акцента или территориального диалекта и степень их проявления (сильная/слабая/ средняя).

В большинстве случаев опознающие могут дать только общее описание голоса и речи неизвестного, которое позволяет установить его групповую принадлежность, а непосредственно во время опознания опираются на признаки, которые не способны выразить словами или которые «всплывают» в памяти уже во время звучания голоса одного из опознаваемых дикторов.

  1. Обеспечивается сопоставимость вида и стиля устной речи, физического состояния говорящего, акустических условий прослушивания, а также технических характеристик сравниваемых речевых сигналов.
  2. Сравнительно небольшая задержка идентификации.
  3. Участие в процедуре опознания нескольких дикторов или фонограмм их речи, с близкими характеристиками, для установления которых не требуются специальные знания в области лингвистики. При отборе дикторов следует учитывать, что на степень близости голосов и речи существенно влияет сходство или различие следующих характеристик:

— пол и возраст (возрастная группа);

— антропометрические характеристики. В первую очередь размеры головы и ее частей (верхней и нижней челюсти, носа), шеи и грудной клетки;

— физическое и эмоциональное состояние участвующих в опознании дикторов, наличие/отсутствие заболеваний дыхательных путей;

— национальность и родной язык (место рождения и формирования речевых навыков, место длительного проживания);

— социальный статус (уровень образования, профессия, место работы, семейное положение, наличие криминального опыта).

  1. По завершении процедуры опознания опознающий способен указать признаки голоса и речи, которые позволили ему опознать объект.

Вероятность ложноположительного опознания ниже, а ложноотрицательного соответственно выше, если опознание проводится на основе сравнения речевых сигналов, несопоставимых по виду, стилю, акустическим условиям записи и техническим характеристикам, а также в случае использования неизвестным и/или опознаваемым диктором средств, искажающих звучание голоса. В последнем случае это могут быть: специальные электронные устройства, включаемые в канал передачи-записи; изменение физических характеристик речеобразующего тракта, в том числе посредством помещения в ротовую полость или носовые пазухи различных предметов, изменяющих объем резонансных полостей речевого тракта.

В общем случае вероятность ложноположительного опознания выше, а ложноотрицательного соответственно ниже, если объектом опознания являются дети или подростки и если  в речи неизвестного и опознаваемого дикторов присутствуют признаки акцента/диалекта или дефекты речи.

Наибольший уровень ошибок опознания возможен в случаях:

  1. опознания неизвестного диктора по речевому сообщению малой продолжительности (одна фраза из нескольких слов), независимо от содержания и продолжительности речи диктора, участвующего в опознании, или искаженному с помощью специального устройства, компьютерной программы или иным способом;
  2. опознания неизвестного диктора по заранее подготовленной монологической речи небольшой продолжительности;
  3. наличия продолжительного идентификационного периода .

 

Таким образом, эффективность использования процедуры опознания по голосу и звучащей речи, как правило, не соответствует основанным на бытовом опыте завышенным ожиданиям участников процесса, не обладающих соответствующими специальными знаниями.

Голос отличается широкой внутридикторской вариативностью, а опознающий, в свою очередь, может легко ошибиться в оценке уникальности признаков голоса, которые ему удалось запомнить.

По этим причинам при оценке достоверности результатов процессуального опознания личности по фонограммам или «живой» речи следует учитывать, что даже при благоприятных условиях величины вероятностей верного и ошибочного опознания могут быть сопоставимы, а потому опознание по голосу целесообразно проводить только после опознания по чертам внешности и в условиях отсутствия визуального контакта между опознающим и опознаваемым или использовать результаты опознания для установления принадлежности неизвестного и опознаваемого диктора к одной идентификационной группе, характеризующейся определенным набором признаков.

Для установления соответствия особенностей, обнаруженных опознающим в голосе опознаваемого диктора, действительным, а также для отбора дикторов (и фонограмм) с близкими по звучанию голосами для участия в опознании целесообразно привлекать специалиста в области лингвистики, психологии слухового восприятия или судебной фоноскопии.