Потерпевшие по делам в сфере экономики

  Потерпевшие по делам в сфере экономики

Одной из основных задач уголовного судопроизводства  является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Эта задача закреплена в ст. 6 УПК РФ. Законное право потерпевшего -получить возмещение ущерба в рамках расследуемого дела. Реализовать это право возможно , только если предусмотренные законом меры принимаются своевременно, в полном объеме.

Следователь  ( дознаватель)  обязаны признать лицо потерпевшим по уголовному делу с момента возбуждения дела. Потерпевший имеет право на получение копий процессуальных документов независимо от их ходатайств, на ознакомление с постановлениями о назначении судебных экспертиз и их заключениями и др. Следователь (дознаватель) не только вправе, но и обязан

принимать обеспечительные меры для последующего возмещения вреда, причиненного потерпевшему  преступлением, что прямо закреплено в ст. 160.1 УПК РФ.

Факт возмещения причиненного вреда теперь напрямую связывается с размером и видом наказания для виновного или с освобождением от него, а также с возможностью прекращения дела еще на досудебной стадии.

Однако, зачастую следователи затрудняются в вопросе кого признавать потерпевшим по делу, особенно по делам о хищении бюджетных средств. Эти сложности возникают из-за того, что в законе четко не сказано, кому действительно причинен ущерб в таких случаях. Судебная и следственная практика в решении этого вопроса неоднозначна. Одни правоприменители  считают, что когда деньги уже перечислены из бюджета на расчетный счет конкретного юридического лица, организации, органа власти в субъекте РФ или органа местного самоуправления, то они им и принадлежат. В том случае, если они похищаются или используются не по целевому назначению, то и ущерб причиняется данной организации, органу, юридическому лицу.

Однако Приказ  Генеральной прокуроры, МВД, МЧС, ФСБ, СКР, ФТС, ФССП, ФСФМ от 29.03.2016 №  182 «О порядке взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов на досудебной стадии уголовного судопроизводства по возмещению ущерба, причиненного государству преступлениями» исходит из другого. Направляемые бюджетные средства , как правило, имеют конкретную цель. Эта цель обычно определена соответствующей федеральной, региональной или муниципальной программой для проведения определенных общественных, социально значимых мероприятий, например: строительства жилья, дорог, инфраструктуры, капитального ремонта и т. д.

В результате хищения или нецелевого использования выделенных средств страдают граждане, проживающие на данной территории. Из-за совершенного преступления они лишаются возможности получить блага, на которые выделялись средства. Получается, что именно граждане должны выступать потерпевшими в подобных случаях. Их интересы должен защитить прокурор в соответствии с ч. 3 ст. 44 УПК РФ

Кроме того, похищенные деньги перечисляются из бюджетной системы. Накопительная часть бюджетной системы — налоговые поступления от налогоплательщиков. То есть растрачиваются общественные, бюджетные средства, которые были перечислены на счет определенного органа (организации, юридического лица). В такой ситуации признавать потерпевшим данный орган  либо организацию, юридическое лицо, со счета которого были похищены средства неправильно. Потерпевшей стороной в аналогичных случаях является неопределенное число граждан, в чьих интересах были предоставлены бюджетные средства (межбюджетные трансферты), гражданским истцом — прокурор, а соответствующий орган (организация, юридическое лицо) должен признаваться гражданским ответчиком по уголовному делу.

По таким уголовным делам  следует признавать гражданскими ответчиками  в солидарном порядке и орган (организацию, юридическое лицо), и обвиняемого по уголовному делу.

В качестве обеспечительных мер в соответствии со ст. 115 УПК РФ  арест может налагаться на имущество и организации, и обвиняемого.  Это соответствует  положениям ст. 1068ГК РФ об ответственности юридического лица в том случае, если его руководитель, которому в силу занимаемого должностного положения не требуется никаких доверенностей и других документов для распоряжения средствами, находящимися на расчетном счету, использовал их не по целевому назначению или похитил.

Таким образом, по уголовным делам о преступлениях, которыми причинен ущерб государству, потерпевшими следует признавать неопределенное число граждан , проживающих на соответствующей территории, или не признавать никого. В этом случае необходимо определить гражданского ответчика (ответчиков), а в качестве гражданского истца должен выступать прокурор.

Но возникает   вопрос: куда направлять деньги в счет возмещения ущерба государству? По логике вещей, деньги нужно возвращать в тот бюджет, откуда они поступили в целевом порядке.

Очевидно, вопрос о направлении денежных средств  в счет погашения ущерба по уголовному делу должен  решаться в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ. Решение его зависит в том числе от формы и условий предоставленных межбюджетных трансфертов.

В соответствии со ст. 306.9 БК РФ деньги в возмещения ущерба  должны возвращаться в тот бюджет, откуда средства поступили.

Вопрос о том, кого признавать потерпевшим по делу возникает и при хищении средств  в сфере ЖКХ. Например в случаях  незаконного  установления тарифов, на поставку ресурсов для потребителей, а именно когда тарифы изначально были заложены несуществующие или необоснованные затраты, в связи с чем потребители — граждане, проживающие на территории соответствующего субъекта РФ, в течение определенного времени (иногда несколько лет) оплачивали предоставляемые им услуги по завышенным ставкам, не зная об этом.

Если потерпевшими признавать каждого потребителя в отдельности, то после разделения суммы незаконно полученных от потребителей платежей за электроэнергию на всех  граждан и юридических лиц  для каждого из них сумма индивидуального ущерба окажется незначительной, а тог да нужно прекращать уголовное дело ввиду малозначительности деяния и отсутствия события преступления.

По сложившейся практике прокуроры  подают в суд в порядке гражданского судопроизводства иски о необходимости перерасчета потребителям услуг в следующем календарном периоде незаконно взысканных ранее платежей.

В соответствии со ст. 3 и 6 ФЗ от 26.03.2003 №  35-ФЗ «Об электроэнергетике» основные задачи регулируемых организаций: установление подлежащих государственному регулированию экономически обоснованных цен (тарифов) в электроэнергетике и иных сферах; соблюдение баланса экономических интересов субъектов регулирования — поставщиков и потребителей электрической энергии. Налицо, что  незаконно рассчитанные суммы тарифов, существенно нарушают  интересы общества и государства в части осуществления государственной политики в сфере электроэнергетики, а также подрывают авторитет государственного органа исполнительной власти субъекта РФ, который в соответствии с общими принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике. Необоснованное повышения тарифов на электрическую энергию.  влечет тяжкие последствия, выражающиеся в нарушении законных интересов неограниченного круга лиц, проживающих на территории конкретного субъекта РФ.

Отсюда, чтобы привлечь виновных к уголовной ответственности за совершение подобных преступлений следует  признать  потерпевшими по уголовному делу  неопределенное число граждан, пользовавшихся услугами ресурсоснабжающей организации по завышенным тарифам на территории конкретного субъекта РФ.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 159–159.6, 160, 165 УК РФ, отнесены к делам частно-публичного обвинения, которые возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя.

Но что же делать в случае совершения описываемых преступных действий, когда умысел руководителей ресурсоснабжающих организаций или региональных органов, умышленно утверждающих тарифные ставки с нарушениями, направлен не на конкретных граждан, потребителей услуг, а на неопределенный круг лиц в течение определенного периода с заранее рассчитанной, незаконно получаемой мошенническим путем «маржой»? В  случаях  когда  умысел руководителей ресурсоснабжающих организаций или региональных органов, умышленно утверждающих тарифные ставки с нарушениями, направлен не на конкретных граждан, потребителей услуг, а на неопределенный круг лиц в течение определенного периода с заранее рассчитанной, незаконно получаемой мошенническим путем , речь будет идти о продолжаемом преступлении. Его окончанием является прекращение незаконных действий или принудительное воспрепятствование в его дальнейшем совершении, каковым является выявление преступных действий правоохранительными, контролирующими или надзорными органами без всяких заявлений от граждан.

Следует отметить и следующее.Положения относительно преюдиции в уголовном, гражданском и арбитражном процессах, увы, неодинаковы. Для судов общей юрисдикции и арбитражных судов приговор является обязательным только в части доказанности противоправного деяния и совершения незаконных действий лицом, в отношении которого предъявлен гражданский иск .

Совершенно непонятно, почему приговор не обязателен и в части размера причиненного ущерба, который вменен в вину подсудимому и установлен вынесенным приговором, вступившим в силу.

Это означает, что имеется  возможность оспаривать в гражданском или арбитражном процессе сумму предъявленного иска, определенную в соответствии с размером ущерба, который вменен подсудимому в вину по приговору, перечеркивает все, что было предметом рассмотрения в процессе судебного следствия по уголовному делу. По сути, подвергаются сомнению доказательства, на которых был основан приговор.

В случае изменения судом общей юрисдикции или арбитражным судом размера ущерба, ранее вмененного по уголовному делу, который подлежит возмещению гражданским ответчиком, признанным таковым в результате совершенного преступления, приговор нужно пересматривать по вновь открывшимся обстоятельствам. Нередко вновь установленный судом общей юрисдикции или арбитражным судом размер ущерба не соответствует норме уголовного закона, по которой осужден виновный. Например, он ниже минимума, установленного для привлечения к уголовной ответственности, или не является значительным либо крупным. Этот процесс пересмотра ранее принятых судом решений может продолжаться до бесконечности.

Таким образом, из вышесказанного  следуют следующие основные выводы. По делам о преступлениях, которые причиняют ущерб государственным интересам при описанных выше случаях,, потерпевшими следует признавать неопределенное число граждан. То же правило применимо для дел о незаконном установлении тарифов на поставку ресурсов для потребителей. В защиту неопределенного числа потерпевших в качестве гражданского истца должен выступать прокурор Для судов общей юрисдикции и арбитражных судов приговор обязателен только в части доказанности противоправного деяния, но не обязателен в части размера ущерба.