Существенный недостаток товара
Существенный недостаток товара влечет ряд правовых последствий, набор определенных прав и обязанностей для продавца и покупателя. Понятие существенного недостатка товара дано в ГК РФ и Законе «О защите прав потребителей».
В соответствии с Законом РФ « О защите прав потребителей» существенный недостаток товара- это :
— недостаток, который устранить нельзя;
-недостаток, который может быть устранен, но с огромными, несоразмерными стоимости товара материальными или временными затратами;
— проявляется неоднократно;
— проявляется вновь после его устранения;
-имеет другие подобные недостатки.
Под неустранимостью понимается наличие недостатков для устранения, которых необходимо заменить части товара, которые и создают его главные свойства. Неустранимость недостатка не является обязательным признаком для признания недостатка существенным.
Неоднократным является недостаток, который выявляется два или более раза после его устранения. Выявление в товаре несколько разных недостатков в разное время, не свидетельствует однозначно о наличии существенного недостатка в товаре.
В правоприменительной практике нет однозначного толкования понятия «другие недостатки». Большинство юристов полагают, что включение этого понятия в законе является излишним.
Аналогичное понятие существенного недостатка дано в ст.475 ГК РФ.
Наличие или отсутствие перечисленных признаков существенного недостатка в товаре суд определяет с учетом особенностей товара в каждом конкретном случае индивидуально. При необходимости назначается соответствующая экспертиза.
Понятие существенный недостаток товара имеет первостепенное значение в случае выявления недостатков в технически сложном товаре. При обнаружении недостатка в технически сложном товаре по истечении 15 суток, потребитель имеет права, предусмотренные ст.18 Закона РФ « О защите прав потребителей» только в при обнаружении существенного недостатка товара.
Таким образом, обнаружив через 15 суток после покупки холодильника, компьютера, телевизора недостаток в их качестве не торопитесь требовать от продавца замены товара, возврата денег. Прежде продавец должен произвести ремонт товара за свой счет в срок определенный соглашением сторон, но не свыше 45 дней. И только если после ремонта товара этот же недостаток проявится вновь, вы вправе выдвинуть указанные выше требования. Однако, поломка все же не должна быть пустяковой, то тесть не требует существенных затрат.