УСТРАНЕНИЕ КАДАСТРОВОЙ ОШИБКИ ПРИ НАЛОЖЕНИИ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

УСТРАНЕНИЕ КАДАСТРОВОЙ ОШИБКИ ПРИ НАЛОЖЕНИИ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ- СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В настоящее время стали распространенными судебные споры связанные с наложением границ земельных участков. Ситуация может усугубляться тем, что границы одного из накладывающихся земельных участков не всегда имеют значение в системе координат. Такие участки, как правило, носят статус «ранее учтенные», а их местоположение определено описательным методом.

Из анализа судебной практики следует, что одним из способов защиты нарушенного права правообладателя ранее учтенного земельного участка является обращение в суд с исковым заявлением об определении границ ранее учтенного земельного участка и исправлении кадастровой ошибки в определении границ накладывающегося земельного участка.

Определение способа защиты — это прерогатива истца, какую выбрать тактику — каждый выбирает самостоятельно. При выборе указанного способа защиты необходимо выделить три основных положения защиты: во-первых, нужно подтвердить факт наложения земельных участков; во-вторых, обосновать наличие ошибки в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; и в-третьих, подчеркнуть, что сведения, указанные в межевом плане ранее учтенного земельного участка, являются достоверными.

Итак, в силу п. 2 ч. 1 ст. 28 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из п. 4 названной статьи, кадастровая ошибка исправляется в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости или в порядке информационного взаимодействия, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Процедура исправления кадастровой ошибки прописана в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденном Приказом Миниэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, в соответствии с пунктом 10 ст. 4 Закона N 221-ФЗ.
Из пунктов 4, 18, 47 Порядка следует, что исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.

Основаниями для исправления кадастровой ошибки являются: представленные документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Позиция судов в настоящее время заключается в том, что ответчиком по требованию об установлении кадастровой ошибки должен выступать орган кадастрового учета, которым внесены недостоверные сведения в государственный кадастр.

Орган кадастрового учета при наложении границ ранее учтенного участка и заявленного к учету обязан был своевременно обнаружить наложение и отказать в кадастровом учете правообладателям вновь образуемых земельных участков. Ошибочно отмежеванные и неправомерно учтенные в кадастре земельные участки не могут считаться прошедшими межевание.
В отдельных случаях орган кадастрового учета самостоятельно выносит решение о необходимости устранения кадастровой ошибки в кадастровых сведениях об объекте недвижимости в части местоположения границ земельного участка, что несколько упрощает процедуру ее доказывания. Однако устранение выявленной кадастровой ошибки подлежит только в судебном порядке.
Подтвердить наложение земельных участков возможно посредством представления таких доказательств, как межевой план ранее учтенного земельного участка, где в заключении кадастровым инженером отмечается факт наложения; решение органа кадастрового учета об отказе в учете изменений объекта недвижимости по причине наложения земельных участков, также в качестве дополнительного доказательства может быть использовано экспертное заключение. Следует отметить, что необходимость проведения экспертизы в таких случаях подтверждается судебной практикой. Выявленный землеустроительной экспертизой факт наложения границ земельного участка послужит основой для установления кадастровой ошибки.

Обоснование наличия ошибки в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, возможно с учетом кадастрового дела накладывающегося земельного участка. Так, в частности, если речь идет о земельных участках сельхозназначения, то обязательным условием для формирования нового участка является использование проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения. Данное требование отражено в Приказе Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 . Распространенной является ситуация, когда данные проекты перераспределения кадастровым инженером вновь образуемого земельного участка не запрашиваются, в то время как границы ранее учтенного участка могут быть обнаружены только при обращении к проекту перераспределения. Отсюда и проистекает первичная причина наложения земельных участков. Таким образом, наиболее критическому анализу должен быть подвергнут именно тот документ, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Наконец, третий аргумент позиции, связанный с признанием достоверными сведений о местоположении ранее учтенного земельного участка, обусловлен тем, что составной частью требований иска является определение местоположения границ участка. В связи с чем важно установить, что воспроизведение границ земельного участка в системе координат не изменяет положение ранее существовавших границ, которые были определены описательным методом. Напротив, приведение границ в систему координат позволяет внести определенность в сведения о земельном участке. Здесь важно подчеркнуть, что выполнение межевого плана ранее учтенного земельного участка полностью соответствует требованиям ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также иным нормативным актам. Так, на основании п. 1 ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Правила установления на местности границ объектов землеустройства утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688.
Положениями п. 2 и п. 3 указанных Правил установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства. Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Важно также отметить при формулировании своей позиции, каким образом происходило согласование границ ранее учтенного земельного участка при межевании. Отсутствие возражения третьих лиц, смежных землепользователей о границах земельного участка косвенно подтверждает отсутствие спора о праве.
Следует отметить, что спор о праве усматривается далеко не всеми судами по данной категории дел, хотя, позиция судов в данном вопросе весьма неоднозначна.
Инетересно в этом плане Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 10.10.2013 по делу N А32-20271/2012, где указано, что даже прекращение вещи в качестве единицы кадастрового учета не означает ее исчезновения в качестве объекта права. Удовлетворение заявленных требований не препятствует возникновению по иску правообладателей накладывающихся земельных участков межевого спора, который может рассматриваться в отдельном производстве. При указанной интерпретации спор о праве фактически отсутствует, суд подвергает оценке исключительно обстоятельства, касающиеся кадастровой ошибки, что и составляет предмет иска.
В настоящее время единообразная судебная практика по указанной категории дел не сложилась, что существенно затрудняет прогноз в исходе спора и оставляет широкое пространство для судебного правотворчества. Вместе с тем приведенные выше доводы и обоснование являются обобщенным результатом практического исследования данного вопроса и могут быть использованы для выбора способа защиты и формирования своей позиции адекватно конкретным обстоятельствам дела.

Иск об исправлении реестровой ошибки в ЕГРН

Иски об исправлении реестровой ошибки в ЕГРН собственники земельного участка подают когда обнаруживается реестровая ошибка, которая не позволяет поставить землю на кадастровый учет. Такой иск необходим, когда выявляются ошибки в местоположении границ спорного земельного участка в ЕГРН , а в реестре есть сведений о точном описании местоположения границ земельного участка с указанием координат поворотных точек.

Такой иск можно подать, в следующих случаях:

1. правообладатели выявили наложение границ участка с границами соседнего участка, которые установлены в ЕГРН;

2. при наличии спора между правообладателями о смежных границах между участками;

не согласны с результатами межевания участка, которые внесены в ЕГРН.

Пересечение или наложение границ земельных участков выявляет кадастровый инженер. Последний указывает на это в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера».

Получив такое заключение истец должен обратится в суд общей юрисдикции с иском к правообладателю смежного участка об исправлении реестровой ошибки в ЕГРН. Третьим лицом следует привлеч Росреестр и ФГБУ «ФКП Росреестра».

В исковом заявлении, в его просительной части нужно просить суд исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ и площади спорного участка, чтобы уточнить границы своего участка.

К иску необходимо приложить копии выписок из ЕГРН в отношении участков обеих сторон, и заключение кадастрового инженера с выводами о неправильном местоположении земельного участка ответчика и конечно, правоустанавливающие документы на земельный участок , то есть, свидетельство о государственной регистрации права или выписка из ЕГРП.

Не будет лишним приложить к иску копию решения органа регистрации прав о приостановлении государственного кадастрового учета, если истец обращался в этот орган с соответствующим заявлением. Образец иска здесь