Возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям

Возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям

Федеральный закон № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ» изменил порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям (ст. 198 -199.2 УК РФ). Ранее следователь мог возбудить дело по таким составам только после поступления материалов из налогового органа. В свою очередь налоговая инспекция направляла соответствующие материалы в следственные органы лишь после того, как налогоплательщик не исполнил вовремя требование об уплате налога, направленное на основании решения о привлечении к ответственности за неуплату налогов. Такие ограничения для свободного возбуждения уголовных дел следователями по налоговым преступлениям были установлены в УПК РФ в конце 2011 года. В настоящее время эти требования отменили, и следователи теперь имеют право возбудить уголовное дело по налоговому преступлению, даже не располагая материалами проверки из налоговых органов.

Новый порядок распространяется и на те преступления, которые были совершены до вступления в силу вышеуказанного закона, так как в силу ст. 4 УПК РФ следователь при производстве по уголовному делу применяет процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения.

Какие преступления относятся к налоговым

Уголовный кодекс предусматривает четыре состава преступных деяний, которые принято называть налоговыми преступлениями. Первые два предусматривают уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов налогоплательщиков — физических лиц, в том числе предпринимателей (ст. 198 УК РФ) и организаций (ст. 199 УК РФ). Помимо этого ответственность предусмотрена для налогового агента, который не исполняет в личных интересах свои обязанности (ст. 199.1 УК РФ), а также за сокрытие денежных средств либо имущества организации или предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и сборов (ст. 199.2 УК РФ).

В любом случае ответственность наступает, если преступления были совершены в крупном или особо крупном размере. Сумму недоимки определяют за период в пределах трех финансовых лет подряд. Крупный размер для организаций составляет более 2 млн рублей, а особо крупный размер — 10 млн рублей. Причем доля неуплаченных налогов должна превышать 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов (20% для особо крупного размера) или 6 млн рублей (при особо крупном размере — 30 млн рублей для компаний).

Поводы для возбуждения любого уголовного дела перечислены в ст.140 УПК РФ. Все эти источники информации теперь являются поводом и для возбуждения дел по налоговым преступлениям.

А вот при сокрытии имущества ответственность предусмотрена при совершении преступления в крупном размере. Причем в таком случае крупный размер равен 1 млн 500 тыс. рублей (примечание к ст. 169 УК РФ).

Кто и как должен определять размер недоимки по налоговым преступлениям

— Как и ранее, размер суммы недоимки определяет следователь, в производстве которого находятся уголовное дело или материалы сообщения о налоговом преступлении. В этом отношении закон № 308-ФЗ ничего не изменил. Причем даже до поправок следователь был вправе скорректировать сумму недоимки по налогам и сборам, установленную налоговым органом в решении о привлечении к ответственности. Более того, как показала практика, сложившаяся до декабря 2011 года, следователи подвергали пересмотру решение налогового органа в части суммы недоимки более чем в 90 процентов случаев. Например, в ходе расследования могло быть установлено, что по отдельным видам налогов имели место неумышленные ошибки и просчеты при их исчислении. А это исключает уголовное преследование в этой части. Тогда сумма недоимки, рассчитанная налоговыми органами, подвергалась корректировке. Зачастую следователь корректировал сумму недоимки на основе заключения эксперта, составленного с учетом обстоятельств уголовного дела. Инспекция в ходе проверки просто объективно не могла учесть эти обстоятельства.

Запрос следователя в налоговый орган предполагает три возможных варианта ответа. Что должен сделать следователь, если инспекция сообщила, что налоговая проверка только началась или не проводилась вовсе?

— Важно понимать, что закон № 308-ФЗ не определил уголовно-процессуальный статус заключения и информации налогового органа, поэтому они не имеют для следователя абсолютно обязательной доказательственной силы. Такие документы являются лишь одним из доказательств, которое следователь оценивает в совокупности с другими доказательствами. И следователь при принятии процессуального решения вправе не принимать за основу эти документы. Поэтому наличие сведений о проводимой налоговой проверке — это лишь основание для более тесного взаимодействия следователя и налогового инспектора. Фактически они могут исследовать параллельно одни и те же действия налогоплательщика. Поэтому информация о том, что проверка в отношении налогоплательщика не проводилась, не служит препятствием для следствия. Если из материалов проверки сообщения о преступлении будут усматриваться признаки налогового правонарушения, то следователь обязан в десятидневный срок со дня поступления таких сведений направить материалы в налоговый орган для принятия по ним решения. Это нужно, например, когда налогоплательщик совершил налоговое правонарушение, о котором инспекция еще не знает, и оно не содержит признаки преступления.

Как может подозреваемый или обвиняемый узнать размер ущерба, чтобы в целях прекращения уголовного дела оплатить его полностью.

— Ущерб слагается из суммы недоимки по налогам, которую определяет следователь, и суммы пеней и штрафов, которую рассчитывает налоговый орган. Налоговый орган производит расчет на основе информации, которую ему предоставит следователь. Как именно следователь направляет информацию в инспекцию и как он получает от нее расчет, в Уголовно-процессуальном кодексе не установлено. Однако порядок взаимодействия следователя и налоговых органов закреплен в п. 2 ст. 36 НК РФ. Представляется, что основанием для направления следователем запроса о расчете сумм пеней и штрафа будет заявление самого обвиняемого (подозреваемого) или его защитника о проведении расчета подлежащей уплате суммы ущерба от налогового преступления.

В чем суть нового порядка возбуждения дел по налоговым преступлениям

Основная суть изменений, внесенных названным законом, заключается в отказе от обязательности материалов налоговых инспекций в качестве источника информации о преступлении и повода для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям. Из статьи 140 УПК РФ была исключена часть 1.1, которая содержала соответствующие положения. Тем не менее одним исключением этой нормы из закона изменения не ограничились.

Если раньше исключительным поводом для возбуждения дел по налоговым преступлениям были материалы налоговых инспекций, то сейчас таким поводом служат все источники, указанные в ч. 1 ст. 140 УПК РФ.

Здесь и далее под практикой применения упрощенного порядка имеется в виду практика, сложившаяся до декабря 2011 года (то есть до начала действия прежней редакции, которая усложнила следователям порядок возбуждения налоговых уголовных дел).

На практике чаще всего такими поводами являются заявления граждан (например, одного из сотрудников компании, которая уклоняется от уплаты налогов) или результаты оперативно-разыскной деятельности подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями. При этом материалы налоговых инспекций по-прежнему считаются поводом для возбуждения уголовного дела. Однако сейчас они относятся к общей категории «сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, полученных из иных источников». Налоговая инспекция вправе направить такие материалы при соблюдении ряда условий. Во-первых, если она приняла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, во-вторых, направила ему требование об уплате налога, а налогоплательщик не исполнил его в течение двух месяцев со дня окончания срока исполнения требования. В-третьих, размер недоимки должен позволять квалифицировать деяние налогоплательщика как налоговое преступление .

При частичной оплате недоимки по налогам налоговый орган все равно направляет материалы в следственные органы, поскольку такие недоимки подлежат оплате в полном объеме.

Нужно отметить, что налоговая инспекция вправе направить материалы в следственные органы и в том случае, если налогоплательщик обжаловал в суд решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Документы направляются даже в тех случаях, когда суд приостановил исполнение такого решения.

Действия следователя после получения информации о налоговом преступлении.

Дальнейшие действия следователя после получения сообщения о налоговом преступлении регламентированы в статье 144 УПК РФ. Основное из них — проверка сообщения о преступлении. В ходе проверки следователь еще до возбуждения дела может проводить следственные действия, указанные в ч. 1 ст. 144 УПК РФ. Например, истребовать и изъять документы, назначить судебную экспертизу, потребовать проведения документальных проверок. Однако на практике следователь эти действия, как правило, не проводит и возбуждает уголовное дело на основании материалов, полученных в ходе проведения ОРМ.

Следователь, получив сообщение о налоговом преступлении от органа дознания (а именно он и проводит ОРМ), должен направить в налоговую инспекцию копию такого сообщения, иные документы и предварительный расчет недоимки. Эти документы следователь обязан направить не позднее 3-х суток с момента получения сообщения в налоговый орган, вышестоящий по отношению к той инспекции, в которой состоит на учете конкретный налогоплательщик. Как правило, это региональные управления ФНС России.

У налогового органа есть 15 суток на то, чтобы направить ответ на сообщение следователя.
Следователь после получения ответа от налоговой инспекции обязан в течение 30 суток должен вынести постановление о возбуждении уголовного дела или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом в законе ничего не сказано о том, что заключение или информация, поступившие от налогового органа, имеют для следователя определяющее значение при решении вопроса о том, имеются ли основания для возбуждения уголовного дела. Более того, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь может возбудить уголовное дело даже до получения информации от налоговой инспекции. А являются ли такие данные достаточными, следователь в каждом случае определяет по своему внутреннему усмотрению. Учитывая это, вышеописанная процедура становится для следователя скорее формальной, а поступившие из налоговой сведения носят справочный характер.

К физическим лицам — субъектам преступления, преусмотренного ст. 198 УК РФ, относятся индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатский кабинет. Также ими являются представители, через которых налогоплательщики осуществляют взаимодействие с налоговыми органами, и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность через подставных лиц.

Как поступить, если следователь возбудил уголовное дело

Если спорная ситуация по уплате налогов обернулась возбуждением уголовного дела, то в первую очередь следует обратить внимание на некоторые процессуальные вопросы расследования уголовных дел. Так, можно определить, находится ли дата возбуждения уголовного дела в пределах срока проведения проверки по материалам, поступившим к следователю. Напомним, этот срок равен 30 суткам с момента получения следователем материалов .

Также необходимо выяснить, направил ли следователь прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела — такое требование прямо предусмотрено ч. 4 ст. 146 УПК РФ. В противном случае можно обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела.

При возбуждении уголовного дела немаловажно учитывать и сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Если эти сроки истекли, то следователь не может возбудить уголовное дело, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению. В случае с налоговыми преступлениями этот фактор играет весьма важную роль.

Кроме того, Пленум ВС РФ рекомендовал судам при рассмотрении уголовных дел о налоговых преступлениях учитывать вступившие в законную силу решения арбитражных судов, судов общей юрисдикции, а также другие решения, принятые в порядке гражданского судопроизводства и имеющие значение для разрешения уголовного дела (п. 9 постановления № 64). Поэтому при наличии спорных ситуаций по уплате налогов важно использовать все предусмотренные законодательством способы обжалования решения налогового органа.

В случае уголовного преследования важно ориентироваться на разъяснения, которые дал Пленум ВС РФ в постановлении от 28.12.06 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» . Пленум ВС РФ, в частности, указал, что уклонение от уплаты налогов можно совершить только с прямым умыслом и с целью полной или частичной неуплаты налогов (п. 8 постановления № 64). Поэтому следователю надлежит установить и доказать вину, а также цель преступления. При определении вины ВС РФ рекомендует учитывать обстоятельства, исключающие вину в совершении налогового правонарушения. Они перечислены в статье 111 НК РФ.

Кроме того, важно помнить о том, что избежать привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям можно, возместив на стадии расследования уголовного дела ущерб, причиненный государственному бюджету (ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ). При этом возмещение ущерба — это уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом и с учетом представленного налоговым органом расчета размера пеней и штрафов.
Представители бизнеса и системы правоохранительных органов кардинально расходятся в оценках эффективности усложненного порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Официальная статистика Судебного департамента при Верховном суде говорит о тенденции к уменьшению числа осужденных по таким преступлениям. За 2009 год было осуждено 2114 человека, за 2010й — 1039, за 2011й — 662. После вступления в силу особого порядка возбуждения уголовных дел по налоговым статьям за 2012 год осуждено 519 человек, за первое полугодие 2013 года — 210. Но интересно изучить и статистику ФНС России по собираемости налогов. Так, за 2011 год в бюджет поступило 9 720 млрд рублей, за 2012 год — 10 959,3 млрд рублей. За первое полугодие 2013 года уже собрано 5 432 млрд рублей. Из этих данных видно, что на фоне снижения числа обвинительных приговоров по налоговым преступлениям статистика налоговых органов показала устойчивую тенденцию к росту собираемости налогов. Выводы напрашиваются сами собой.