Запрет на работу в детских учреждениях для лиц с судимостью

Запрет на работу в детских учреждениях для лиц с судимостью

 В 2013 году Конституционный суд РФ признал неконституционными ряд условий допуска к работе лиц имеющих судимость и обязал законодателей внести изменения в ТК РФ. В августе 2015 года Правительство РФ определило, как работнику с уголовным прошлым получить допуск на работу в школу и иные детские учреждения.

Изначально работать с детьми запретили лицам с любым уголовным прошлым. При получении судимости за тяжкое преступление ТД расторгался по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В последующем Конституционный суд РФ существенно смягчил установленный Законом № 387-ФЗ запрет. В июле 2013 года судьи КС пришли к выводу, что Закон № 387-ФЗ нарушает права граждан (постановление от 18.07.2013 № 19-П; далее — Постановление КС № 19-П). При этом решение КС РФ было во многом соломоново, так как частично запрет был признан правомерным. Так, суд решил, что отказ в приеме на работу или увольнение с нее законен, если сотрудники:
— имеют судимость за совершение преступлений, перечисленных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ;

— имели судимость за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений из числа преступлений, названных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ;

— имели судимость за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

В отношении же работников с погашенной или снятой судимостью за преступления легкой и средней тяжести КС РФ предписывал учесть ряд обстоятельств, чтобы принять окончательное решение об их приеме на работу или увольнении. К таким обстоятельствам были отнесены:

— вид и степень тяжести совершенного преступления;

— срок, прошедший с момента его совершения;

— форма вины;

— поведение работника после совершения преступления;

— отношение к трудовым обязанностям и т. п.

То же самое относилось и к тем лицам, уголовное преследование в отношении которых прекратилось по нереабилитирующим основаниям.

КС РФ обратил внимание и на то, что Закон № 387-ФЗ позволял увольнять даже в том случае, если преступление, которое они совершили, уже декриминализовали. А это уже прямое нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом.

Кроме того, КС РФ обязал использовать процедуру временного отстранения от работы лиц, которые подозреваются или обвиняются в совершении уголовного преступления из перечня, предусмотренного в ст.ст. 331 и 351.1 ТК РФ. Тем самым решился вопрос, как быть с сотрудником, если подозрения правоохранительных органов в отношении него не подтвердятся. В 2014 году в ТК РФ были внесены поправки, которые конкретизировали, что сотрудник отстраняется от работы на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда. Причем неважно в преступлении какой тяжести подозревается сотрудник.
Так же было обозначено, что перечень видов преступлений, совершение которых однозначно препятствует продолжению работы с детьми, нужно скорректировать и оставить те, которые однозначно говорят о невозможности продолжения работы. Однако вместо этого законодатели, наоборот, расширили этот перечень, добавив в него преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (Федеральный закон от 01.04.2012 № 27-ФЗ). В дальнейшем в этот перечень добавились еще преступления против мира и безопасности человечества (Федеральный закон от 13.07.2015 № 237-ФЗ).

Как работодателю узнать, что сотрудник судим?

Сообщить об этом могут только правоохранительные органы, но при этом по закону обязанности предоставлять такие сведения работодателю у них нет.

Чтобы отстранить сотрудника от работы на время уголовного преследования в идеале нужно получить копию постановления о возбуждении в отношении него уголовного дела. Но закон не обязывает следователя или прокурора сообщать такие сведения работодателю, так как он не является участником уголовного производства. Более того, любая информация в ходе предварительного расследования может быть разглашена, только если это не противоречит интересам самого расследования. Поэтому маловероятно, что об этом факте работодателя специально известят. Но если от коллег или из СМИ стало известно о проблемах работника с законом, то работодателю стоит подстраховаться и самому проявить инициативу, направив запрос в прокуратуру с просьбой подтвердить, является ли данный сотрудник фигурантом уголовного дела. В запросе следует указать, что такая информация нужна для исполнения требований ст.ст. 331.1 и ч. 2 ст. 351.1 ТК РФ. Следует так же помнить, что факт уголовного преследования означает получение работником статуса подозреваемого или обвиняемого. Если по делу он пока проходит только как свидетель, уволить его нельзя.

Конституционный суд РФ обязал пересмотреть дела всех заявителей, но очевидно, что уволенных по данному закону было гораздо больше тех, кто добился отмены данной нормы. Многие из тех, кто не имел отношение к жалобе в КС РФ, также потребовали восстановить их на работе на основании пересмотренных норм. Тут возникла еще одна загвоздка. Согласно ч. 3 ст. 392 ГПК РФ дело может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам на основании позиции КС РФ только в отношении тех лиц, которые обращались в КС РФ. Для иных лиц процессуальное законодательство такой возможности не предусматривает. В то же время еще в 2004 году КС РФ разъяснил, что признание какого-либо правового акта неконституционным влечет пересмотр судебного решения, в котором применены данные нормы, в порядке, установленном отраслевым законодательством (определение от 05.02.2004 № 78-О). Это касается и тех лиц, которые не были участниками конституционного судопроизводства. Правда, есть ряд важных обстоятельств:
лица, судимые за преступления против половой неприкосновенности и свободы, не могут работать в детских учреждениях ни при каких условиях.
— решение суда должно еще не вступить в законную силу;

— если решение вступило в законную силу, оно не должно быть исполнено полностью или частично;

— в постановлении КС РФ не должен быть указан момент, когда нормативный акт утрачивает силу.

КС РФ , как обычно, не указал точную дату утраты силы неконституционной нормы закона, а потому требование об исполнении судебного решения на практике случае стало трактоваться по-разному. П отказе работнику в восстановлении на работе не возникает необходимости инициировать исполнительное производство и тем самым доказывать данное обстоятельство для того, чтобы пересмотреть судебное решение. То есть, если не пропущены сроки на пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, позиция КС РФ подлежит применению. Чаще всего суды крайне ограниченно толкуют ч. 3 ст. 392 ГПК РФ. Обычно во внимание принимается только разъяснение Верховного суда РФ на этот счет. В частности, суды ссылаются на п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 31, согласно которому перечень оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, содержащийся в ч. 3 и ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, является исчерпывающим. Мнение КС РФ по этому вопросу игнорируется.

Допуск к работе лиц с погашенной c судимостью

В настоящее время лицам с погашенной судимостью нужен специальный допуск к работе. КС РФ разъяснил, что при погашенной судимости и нетяжких преступлениях сотрудник может работать с детьми. Для этого нужно учесть ряд дополнительных обстоятельств, таких как отношение сотрудника к труду, форма вины при совершении преступления и т. д. Как именно это нужно сделать, не было сказано, поэтому изначально работодатель мог этот вопрос решить самостоятельно. То есть он мог, например, создать комиссию, разработать локальный акт, в котором прописать порядок оценки критериев, выработанных КС РФ. Но такой вариант не исключал предвзятого отношения работодателя к работнику, как в пользу того, чтобы его оставить на работе, так и для того, чтобы уволить.

Для того чтобы ранее судимому сотруднику получить допуск к работе с детьми, ему нужно написать заявление в произвольной форме и приложить к нему ряд документов, на основании которых и будет сделан вывод, может сотрудник работать с детьми или нет. У комиссии есть 30 дней на принятие решения (п. 10 Постановления № 796). В случае необходимости проверки представленных документов этот срок может быть увеличен еще на 30 дней (абз. 4 п. 11 Постановления № 796). Примечательно, что работнику необязательно лично подавать это заявление, присутствовать на заседании и приезжать за получением решения комиссии (п.п. 7, 15 и 28 Постановления № 796). Хотя личное присутствие работника на заседании ему только на руку: он сможет дать пояснения комиссии, если у нее есть какие-то сомнения в отношении его кандидатуры. Такой документ сотрудник должен представить работодателю как при приеме на работу, так и впоследствии, если проблемы с законом возникли в процессе работы. Проверить достоверность предоставленного решения довольно легко. Во-первых, информация о решении комиссии публикуется в интернете на официальном сайте регионального правительства (п. 30 Постановления № 796). Во-вторых, оно оформляется на специальном бланке, форма которого приведена в Постановлении № 796.