Права потерпевшего в уголовном процессе

Права потерпевшего в уголовном процессе и при исполнении наказания

Права потерпевшего в уголовном процессе и при исполнении наказания существенно расширены изменениями внесенными   в УПК РФ и другие законодательные акты  ФЗ РФ от  28.12.2013 № 432-ФЗ). Эти изменениям, увеличили гарантии прав лиц, пострадавших от преступлений. 

Кроме этого грядут изменения в УПК РФ в связи с недавно высказанной  позицией Конституционного Суда о праве суда возвращать уголовное дело прокурору в случае, если предъявленные обвиняемому или установленные в судебном заседании фактические обстоятельства свидетельствуют о необходимости квалифицировать его действия по более тяжкому преступлению, о компенсации вреда потерпевшим при ненадлежащем расследовании уголовного дела, в том числе в случаях неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, а также формулирование позиций Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности норм, провозгласивших право потерпевшего участвовать в разрешении вопросов об УДО или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания ( постановление  от 02.07.2013 года № 16-П).

Изменения содержащиеся в Законе № 432- ФЗ имеют ряд  принципиальных положений.

Незамедлительное признание потерпевшим

Новый закон закрепил обязанность следователя (дознавателя) выносить постановление о признании гражданина потерпевшим сразу с момента возбуждения уголовного дела...Только в случаях, когда на этот момент данные о потерпевшем неизвестны, постановление о признании гражданина потерпевшим вносится сразу после получения необходимых сведений о потерпевшем.

Закрепление этой обязанности вызвано тем, что затягивание в признании гражданина потерпевшим существенно затрудняет его доступ к правосудию, приводит  к утрате им возможности повлиять на ход дела, поскольку к моменту вступления его в процесс многие выводы по делу следователем уже сделаны и возможности потерпевшего повлиять на судьбу дела сужены до минимума.

Ранее ВС в своем постановлении Пленума  от 29.06.2010 № 17 разъяснил необходимость рассмотрения судами вопросов в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 125 УПК РФ, о восстановлении прав лиц, пострадавших от преступлений в тех случаях, когда следователь отказывает в признании их потерпевшими или проявляет бездействие. При этом суды в настоящее время будут руководствоваться уже новой редакцией ч. 1 ст. 42 УПК РФ о моменте признания лица потерпевшим.

Переход прав потерпевшего к другим лицам

Другой  принципиальный вопрос, касающийся статуса потерпевших, это изменение редакции ч. 8 ст. 42 УК РФ. С момента принятия УПК РФ действовало правило, согласно которому в случае смерти лица в результате преступления права потерпевшего переходили к одному из его близких родственников. Перечень близких родственников содержится в п. 5 ст. 5 УПК РФ.

Позиция КС РФ скорректировала понимание этой нормы как не исключающей возможность наделения процессуальными правами потерпевшего более одного близкого родственника погибшего.

Здесь есть  важный аспект —  это запрет на признание потерпевшим других лиц, кроме указанных в законе. Исчерпывающий перечень близких родственников не позволяет передать права потерпевшего иным лицам, в том числе соседям, знакомым, представителям органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, адвокатам.

В указанном Пленуме ВС разъяснил условия реализации вышеупомянутой позиции КС РФ указав судам на необходимость устанавливать и оценивать обоснованность доводов близких родственников в тех случаях, когда на статус потерпевшего претендуют более одного из них, и выносить по этому вопросу мотивированное решение.

С принятием новой редакции закона в число лиц, к которым могут перейти права потерпевшего, включены, наравне с близкими родственниками, близкие лица (п. 3 ст. 5 УПК РФ), а при их отсутствии или невозможности их участия в уголовном судопроизводстве — родственники (п. 37 ст. 5 УПК РФ) лица, смерть которого явилась последствием преступления.

Это существенное изменение значительно расширяет круг лиц, которые допускаются в производство по делу, однако по-прежнему в числе таких лиц остаются лишь те, кто действительно имеет в деле материальный интерес, связанный с представлением интересов близкого человека или родственника после его смерти.

Перечень этих субъектов, в силу оценочных критериев понятия близкого лица, не является закрытым. Однако они могут быть вполне конкретно определены, а потому решение суда о признании любого из этих лиц может быть исчерпывающим образом проверено с точки зрения обоснованности и соответствия закону.

Кроме того, сохраняют свою актуальность разъяснения Пленума о том, что иные лица, кроме перечисленных в законе, не могут быть признаны потерпевшими в порядке, предусмотренном ч. 8 ст. 42 УПК РФ.

Следует обратить внимание на то, что законодатель мог сформулировать эту норму закона с учетом позиции КС РФ, выраженной в Определении № 131-О, однако не стал этого делать и подтвердил свою позицию о признании потерпевшим лишь одного из перечисленных им лиц. Эта позиция, безусловно, объясняется необходимостью эффективного, в разумные сроки расследования и рассмотрения уголовных дел, оптимизации процедур уголовного судопроизводства. Таким образом, продолжают действовать разъяснения постановления Пленума об условиях и порядке признания потерпевшими нескольких лиц из указанных в законе.

Обязанности потерпевшего

ФЗ № 432- ФЗ еще  интересен тем, что ставя цель расширения прав потерпевших, он одновременно вводит для него и новые обязанности, причем не только провозглашает их, но и предусматривает меры, обеспечивающие их выполнение.

Обязанности потерпевшего, установленные ч. 5 ст. 42 УПК РФ, дополнены запретом на его уклонение от прохождения освидетельствования, от производства в отношении него судебной экспертизы когда не требуется его согласие ( п.п. 2, 4 и 5 ст. 196 УПК РФ), или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования.

Нарушение этого запрета стало уголовно наказуемым деянием, равно как и отказ от дачи показаний, предусмотренный ст. 308 УПК РФ, что должно быть разъяснено потерпевшему наравне с иными его правами, обязанностями и ответственностью.

Изменение подсудности.

Еще одно принципиальное положение закона — исключение из категории дел, рассматриваемых судом с участием присяжных заседателей, дел о преступлениях, предусмотренных частями 4 и 5 ст. 131, частями 4 и 5ст. 132, ч. 6 ст. 134 УК РФ. Такова воля законодателя.

Расширение прав потерпевшего на  получение информации и получение процессуальных документов

Права  потерпевшего на получение информации и получение процессуальных документов существенно расширены.  Предусмотренный п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК РФ перечень копий процессуальных документов, подлежащих вручению потерпевшему, дополнен следующими документами:

1.            постановление об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу;

2.            Постановление о направлении уголовного дела по подсудности,

3.            Постановление о назначении предварительного слушания,

4.            Постановление о назначении судебного заседания.

Следует отметить, что дополнениями в ч. 8 ст. 108 УПК РФ предусмотрено направление потерпевшему любого постановления судьи, вынесенного по ходатайству следователя, об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 163 УПК РФ в новой редакции потерпевшему объявляется состав следственной группы.

Все эти дополнения в закон ранее уже были восприняты судами в силу разъяснений Постановления Пленума № 17 (п. 9). Более того, ВС РФ разъяснил, что потерпевший имеет право на ознакомление с постановлением о привлечении лица в качестве обвиняемого, что прямо вытекает из п. 1 ч. 2 ст. 42 УПК РФ, а право потерпевшего на заявление отводов влечет обязанность следователя ознакомить его с постановлением о принятии дела к своему производству, о направлении дела по подследственности.

Но гораздо важнее, что законодатель, вслед за позициями КС РФ и разъяснениями ВС РФ, предусмотрел, что потерпевший вправе получать копии любых процессуальных документов, если они затрагивают его интересы.

Таким образом, список документов, копии которых потерпевший вправе получить в ходе досудебного и судебного производства по делу, ограничен не перечнем закона, а реальными потребностями потерпевшего в защите и восстановлении своих прав.

Право потерпевшего на получение информации об освобождении осужденного

Полномочия потерпевшего дополнены важным положением о праве на получение информации о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы.

В данном случае законодатель предусмотрел разумный механизм реализации этого права. В соответствии со ст. 268 УПК РФ суд в подготовительной части судебного заседания должен разъяснить потерпевшему право заявить о своем желании получать в обязательном порядке указанную информацию. Заявление должно быть сделано до окончания прений сторон11. В случае своевременного заявления потерпевшим такого ходатайства суд одновременно с постановлением приговора выносит решение об уведомлении потерпевшего, копия которого направляется в учреждение, исполняющее наказание.

Соответствующие этому механизму изменения внесены в УИК РФ (ст.ст. 97, 172.1), в соответствии с которыми администрация места лишения свободы обязана, при наличии в личном деле осужденного указанного постановления (определения) суда, направлять потерпевшему уведомление об указанных событиях при отбывании наказания осужденным.

Такое уведомление направляется потерпевшему в случае УДО осужденного — в день освобождения, а по иным основаниям, например, в связи с истечением срока наказания, за 30 дней до освобождения. В случае дачи осужденному разрешения на временный выезд за пределы исправительного учреждения администрация незамедлительно уведомляет об этом потерпевшего.

Очевидно, что заявление потерпевшего (его законного представителя) должно содержать адрес, по которому его следует извещать, и который должен быть указан в решении суда.

Назначение судебных экспертиз

Еще один шаг, сделанный законодателем в направлении информирования потерпевшего о производстве по делу — уравнивание его во всех правах с обвиняемым при назначении и производстве судебных экспертиз.

В соответствии с ранее действовавшей редакцией закона потерпевший имел такие же права, как и обвиняемый, лишь по экспертизам, назначенным по его ходатайству, или проводимым в отношении него. Но еще в постановлении от 21.12.2010 № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам»12 Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что потерпевшие при назначении экспертизы, независимо от ее вида, имеют все гарантированные законом права, равные правам обвиняемого (п.п. 8, 9).

Судопроизводство в особом порядке. И еще одна новелла, расширяющая информированность потерпевшего о юридических процедурах, в которые он вовлечен, касается его участия в рассмотрении дел в особом порядке, предусмотренном гл. 40 УПК РФ.

Ранее в Постановлении № 17 Пленум Верховного Суда РФ указывал, что при заявлении обвиняемым ходатайства о применении этого порядка, потерпевшему должны быть разъяснены особенности такой формы судопроизводства, в том числе касающиеся его права возражать против нее (п. 33).

Очевидно, что не зная этих особенностей, невозможно воспользоваться правом и эффективно защитить свои законные интересы. Разъяснение Пленума было важной гарантией того, что потерпевший будет пользоваться своими правами осознанно, понимая существо процедуры и последствия того или иного своего решения или действия.

Подтверждением правильности такого толкования закона является судебная практика, которая знает примеры отмены приговоров в связи с нарушением права потерпевшего на разъяснение его прав при принятии судебного решения в особом порядке.

Закрепляя достигнутое положение, законодатель включил в ч. 4 ст. 316 УПК РФ норму об обязанности суда разъяснить потерпевшему порядок и последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства прежде, чем выяснить у него мнение о наличии или отсутствии у него возражений против указанного порядка.

Но еще более важно, что закон предписал следователю при выполнении действий, предусмотренных ст. 219 УПК РФ, уведомить потерпевшего о поступившем от обвиняемого ходатайстве о применении особого порядка и разъяснить потерпевшему право возражать в суде против применения этого порядка.

Право потерпевшего на защиту информации

В первую очередь это касается несовершеннолетних потерпевших. Так, ст. 137 УК РФ дополнена ч. 3, которой введена уголовная ответственность за незаконное распространение (различными способами) следующей информации: 1) указывающей на личность потерпевшего, не достигшего 16-летнего возраста, 2) содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, если такое распространение повлекло причинение вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия. Данная норма отнесена к категории преступлений средней тяжести.

Повышенное внимание законодателя к защите сведений о личной жизни несовершеннолетних потерпевших вполне оправданно, и введение уголовного запрета в данном случае, в контексте других норм ст. 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни», не противоречит общему направлению уголовной политики.

В судебных стадиях производства по уголовному делу при оценке незаконности разглашения информации следует ориентироваться на нормы ст. 241 УПК РФ.

Меры безопасности личности потерпевшего. Особое законодательное регулирование предусмотрено для случаев вынесения следователем постановления о сохранении в тайне данных о личности потерпевшего (ч. 9 ст. 166 УПК РФ) при необходимости обеспечения его безопасности. Новой нормой предписано опечатанный конверт с этим постановлением приобщить к делу и хранить в условиях, исключающих возможность ознакомления с ним иных участников уголовного судопроизводства. При поступлении дела в суд обязанность принять меры, исключающие такую возможность, возложена на судью.

Суды на практике по-разному отражали в приговорах факт участия в деле лица, личные данные которого сохранены в тайне: указывали псевдоним этого лица в кавычках, ссылались на допрос лица под псевдонимом, вообще не упоминали, что указанная в приговоре фамилия — псевдоним.

Законом № 432-ФЗ ст. 303 УПК РФ дополнена ч. 4, в которой определено, что в приговоре суд должен ссылаться на псевдонимы таких лиц с указанием этого факта.

Говоря об обеспечении безопасности потерпевшего, нельзя не отметить изменения, внесенные законом в УПК РФ и в ФЗ от 20.08.2004 № 119-ФЗ согласно которым предусмотрено применение мер государственной защиты в отношении, в том числе, потерпевшего, не только во время расследования и судебного рассмотрения дела, но и после вынесения приговора или иного решения, завершающего производство по делу.

При наличии такой необходимости суд выносит об этом постановление одновременно с вынесением приговора (ч. 2.1 ст. 313 УПК РФ).

Отмена мер безопасности возложена в таких случаях на судью районного суда по месту нахождения органа, осуществляющего указанные меры безопасности.

Право потерпевшего  на возмещение вреда от преступления

Еще один блок вопросов, нашедших отражение в законе, посвящен реализации права потерпевшего на возмещение вреда от преступления.

Надо иметь в виду, что это право гарантировано ст. 52 Конституции РФ, причем обеспечивается оно государством. Законодатель, выполняя эту обязанность, принял ряд норм, развивающих механизмы компенсации лицу, пострадавшему от преступления, как причиненного вреда, так и расходов, связанных с участием в судопроизводстве.

Законодатель новым законом вменил следователю (дознавателю) в обязанность принимать меры к обеспечению гражданского иска — устанавливать указанное в ст. 115 УПК РФ имущество, стоимость которого обеспечивает возмещение причиненного имущественного вреда, и к наложению ареста на это имущество, то есть к возбуждению вышеуказанного ходатайства перед судом (ст. 160.1 УПК РФ).

Здесь надо обратить внимание на два обстоятельства.

Во-первых, хотя в названии статьи и указано на принятие мер по обеспечению гражданского иска, однако из ее содержания видно, что среди оснований принятия этих мер нет предъявления по делу самого иска, меры принимаются при установлении факта причинения преступлением имущественного вреда, с целью обеспечения возможного иска.

Во-вторых, указанными обязанностями следователя (дознавателя) не обеспечиваются претензии потерпевшего (гражданского истца) о компенсации морального вреда.

Из этого можно сделать вывод о том, что меры по обеспечению требований потерпевшего о компенсации морального вреда, причиненного преступлением, могут быть приняты лишь после предъявления гражданского иска, определившего размеры указанных претензий, и лишь по ходатайству потерпевшего перед следователем (на стадии предварительного расследования дела) или перед судом при назначении дела к слушанию или непосредственно в судебном заседании.

Вторая важная новелла — включение условия возмещения осужденным вреда, причиненного преступлением, в нормы уголовного закона об отмене условного осуждения или продлении испытательного срока (ст. 74 УК РФ), об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания (ст. 79 УК РФ), о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ) и о снятии судимости (ч. 5 ст. 85 УК РФ).

Это, безусловно, существенное дополнение закона, которое скажется на всей практике применения указанных институтов. Ведь установив, что осужденный не заплатил по иску ни рубля, суд не вправе будет применить к нему условно-досрочное освобождение, заменить неотбытую часть наказания на более мягкое или досрочно снять судимость.

В то же время уклонение условно осужденного от возмещения вреда может стать основанием для продления ему испытательного срока, а систематическое уклонение — повлечь отмену условного осуждения и исполнения наказания, назначенного приговором (части 2 и 2.1 ст. 74 УК РФ).

Для разъяснения понятия «уклонение от обязанности по возмещению вреда» законодатель внес изменения в УИК РФ. Под уклонением понимается сокрытие имущества, доходов, уклонение от работы или иные способы, к которым приравнивается также невозмещение вреда по неуважительным причинам (ст. 190 УИК РФ).

При применении указанных норм следует иметь в виду два определения, содержащихся в них. Первое — оговорка о возмещении осужденным вреда «полностью или частично». Это говорит о том, что законодателю важно стимулировать осужденного к восстановлению нарушенных прав потерпевшего, а также убедиться в стремлении осужденного к заглаживанию причиненного им вреда, что подтверждает его желание исправиться, хотя по объективным причинам у него может отсутствовать возможность возместить вред полностью.

Второе — требование возмещения вреда в размере, определенном решением суда. Все указанные процедуры имеют место после вступления приговора в законную силу, поэтому размер причиненного вреда уже определен, как и сумма, подлежащая взысканию с осужденного (с учетом, например, стоимости возвращенного потерпевшему имущества).

Соответствующие изменения внесены в УИК РФ в части, касающейся содержания ходатайств и представлений о применении указанных процедур, направляемых в суд.

Кроме того, в УИК РФ предусмотрено право потерпевшего информировать уголовно-исполнительную инспекцию об имеющейся у осужденного задолженности по исполнительным документам о возмещении причиненного преступлением вреда (ч. 2 ст. 190), что дает потерпевшему возможность влиять на срок отбытия осужденным условного осуждения с целью побудить его к возмещению причиненного потерпевшему вреда.

Законодателем разрешены сомнения части общественности, выступавшей против влияния возмещения причиненного вреда на вопросы УДО под предлогом коммерциализации этого института, разделения осужденных по имущественному признаку — на тех, кто в состоянии возмещать вред, и тех, кто не обладает такими возможностями.

Представляется, что использованные в новом законе конструкции исключают такое толкование, поскольку позволяют суду оценить не размер уплаченных осужденным сумм, а стремление осужденного к деятельному раскаянию, проявляющемуся в посильном возмещении вреда.

Кроме того, справедливость существования такого смягчающего наказание обстоятельства, как добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления (п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ), не вызывает сомнений у практиков и ученых и не воспринимается как проявление некого «торга» с осужденным.

Возмещение расходов потерпевшего на представителя и участие представителя потерпевшего в уголовном процессе

Закон теперь прямо включил расходы потерпевшего на представителя в перечень судебных издержек. Ранее эти расходы потерпевшего относились к издержкам через толкование п. 9 ч. 2 ст. 131 УПК РФ

Специальное указание на такой вид издержек призвано минимизировать ошибки судов в отнесении тех или иных расходов потерпевшего, связанных с участием в деле, к подлежащим возмещению процессуальным издержкам.

Нормы Закона № 432-ФЗ посвящены также представителю потерпевшего и участию потерпевшего в отдельных следственных действиях.  В соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 45 УПК РФ представителем потерпевшего может быть не только адвокат или близкий родственник потерпевшего, но и любое лицо, о допуске которого он ходатайствует.

Ранее представителем потерпевшего по делам публичного обвинения, в соответствии с буквой закона, могли быть только адвокаты.

Надо отметить, что еще в декабре 2003 года КС РФ сформулировал позицию, согласно которой не исключено, что представителем потерпевшего  могут быть иные — помимо адвокатов — лица, в том числе близкие родственники, о допуске которых ходатайствует потерпевший; было признано право потерпевшего обратиться за юридической помощью к тому, кто, по его мнению, вполне способен оказать квалифицированную юридическую помощь. Разумеется, выявленный конституционно-правовой смысл процессуальной нормы был воспринят правоприменительной практикой и нашел отражение в п. 7 Постановления Пленума № 17. Таким образом, изменение в законе лишь закрепило действующую на практике норму.

.Следует упомянуть про новые нормы УПК РФ, которые будут введены в действие с 1 января 2015 года.

Этими нормами предусмотрено:

•  оплачиваемое из средств федерального бюджета участие адвоката в качестве представителя потерпевшего, не достигшего возраста 16 лет, по делам против его половой неприкосновенности;

•  обязательное участие психолога в допросе, очной ставке, опознании, проверке показаний на месте с участием такого потерпевшего, а по иным делам, не посягающим на половую неприкосновенность, — психолога или педагога; эти нормы распространяются также на несовершеннолетнего потерпевшего, достигшего возраста 16 лет, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии;

•введение дифференцированной в зависимости от возраста потерпевшего длительности проведения с ним следственных действий;

•      обязательного применения видеозаписи (киносъемки) следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего, если только он сам или его законный представитель не возражают против этого;

• приоритет оглашения в судебном заседании показаний несовершеннолетнего потерпевшего и демонстрации фото- и видеоматериалов его допросов; проведение его допроса в суде лишь при наличии необходимости по мотивированному решению суда.

•   изложены правила заключения между защищаемым лицом и органом, осуществляющим меры безопасности, письменного договора об условиях применения мер безопасности, правах и обязанностях сторон;

• предусмотрена отмена мер безопасности, в частности, при отказе защищаемого лица от заключения такого договора или нарушения им условий договора;

•    органу, осуществляющему меры безопасности, вменено в обязанность психологическое сопровождение защищаемого лица;

•установлен порядок отмены мер безопасности при окончании производства по делу и при их применении после вынесения окончательного решения по делу.

Внесены изменения в ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ  в соответствии с которыми определены особенности установления административного надзора за лицами, совершившими в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности лица, не достигшего 14-летнего возраста и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Этим законом также установлена обязанность суда, в который подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, в тот же день уведомлять об этом потерпевшего, а также обязанность органа внутренних дел письменно уведомлять потерпевшего о прекращении административного надзора в день его прекращения.

Право на бесплатную помощь представителя потерпевшего

С принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 432-ФЗ процессуальные права и обязанности потерпевшего во многом уравнялись с процессуальными правами и обязанностями виновных лиц, что, безусловно, способствует соблюдению принципа состязательности.

Если ранее на одной стороне находилось виновное лицо и его защитник (по назначению или соглашению), а на другой — только потерпевший, то с принятием Закона № 432-ФЗ положение выравнилось. В настоящее время согласно п. 8 ч. 2 ст. 42 УПК РФ следователю надлежит выяснять желание потерпевшего иметь представителя — профессионального защитника, и, учитывая материальное положение потерпевшего (которое раньше фактически влияло на невозможность пригласить защитника для представления его интересов на платной основе), по аналогии с предоставлением защитника по назначению виновному лицу назначить такового соответствующим постановлением.

Оплата труда в случае назначения представителя потерпевшего (если потерпевший неплатежеспособный) должна производиться из бюджета по постановлению следователя, а в последующем взыскиваться с виновного в порядке ч. 1.1 ст. 131 УПК РФ. Если оплата труда адвоката-представителя оплачивается самим потерпевшим, то расходы на представителя взыскиваются с виновного вместе с компенсацией причиненного вреда (ч. 3 ст. 42 УПК РФ).