Подведомственность жалоб на постановление административного органа

Подведомственность жалоб на постановление административного органа с учетом разъяснений ВС РФ

Обзор судебной практики ВС РФ от 24.12.14 определяет категории дел, которые рассматривают суды общей юрисдикции. Названный Обзор судебной практики перевернул порядок обжалования ненормативных актов административных органов. Значительная часть дел об оспаривании постановлений перешла от арбитражных судов к судам общей юрисдикции. Новое толкование норм о подведомственности привело к массовому прекращению дел, которые раньше рассматривал арбитражный суд.

Новое в толковании подведомственности

Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении можно подать в течение 10 суток со дня получения копии постановления (п. 2 ст. 208 АПК РФ).

Теперь многие арбитражные суды выносят определения о прекращении таких дел на основании неподведомственности спора (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ). Чтобы исключить подобную ситуацию, необходимо заранее определить характер спора. Дела по экономическим спорам, которые возникли из гражданских, административных и иных правоотношений, между юридическими лицами и предпринимателями подведомственны арбитражному суду (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.02 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ»).

Если спорные отношения вытекают из предпринимательской деятельности, но лицо привлекли не в качестве субъекта этой деятельности, спор рассматривает суд общей юрисдикции (постановление ВС РФ от 18.12.14 № 301-АД14-6009 по делу № А38-268/2014).

Дела, которые подведомственны судам общей юрисдикции

Решая вопрос о том, в какой суд подавать жалобу, необходимо посмотреть перечень общественных отношений которые арбитражные суды не рассматривают. Этот перечень приведен Верховным судом РФ вабз. 2 п. 2 Обзора.

Жалобу в любом случае будет рассматривать суд общей юрисдикции при нарушениях закона в сферах:

– санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

– охраны окружающей среды и природопользования;

– безопасности дорожного движения;

– пожарной безопасности;

– законодательства о труде и охране труда.
Некоторые субъекты РФ принимают собственные законы, содержащие нормы об административных правонарушениях, которые не всегда дублируют классификацию КоАП РФ. Однако если спорное правоотношение возникает из указанных в Обзоре областей законодательства, то спор, как правило, также подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Таким образом спор подведомственен суду общей юрисдикции если:

– объект нарушения – общественные отношения, прямо не связанные с предпринимательской деятельностью;При этом оналичие статуса коммерческой организации или предпринимателя не имеет решающего значения (определение ВС РФ от 12.03.15 № 301-АД15-1158 по делу № А39-3672/2014).

– нарушение относится к одной из сфер, которые определил Обзор (абз. 2. п. 2 ответа на вопрос № 10 раздела VI Обзора). Это правило действует, даже если субъектами выступают организации и предприниматели.

Вопрос о порядке обращения сложнее разрешить, когда спорные отношения возникают в сферах, которых не коснулось указание Верховного суда РФ. В определениях арбитражных судов о прекращении производства на основании неподведомственности в качестве аргумента можно встретить ссылку на «самостоятельную сферу регулирования спорных отношений».

Но можно сделать общий вывод, если вмененное правонарушение затрагивает общественные отношения в самостоятельных сферах деятельности, которые имеют отдельное регулирование и не связаны с предпринимательской деятельностью, то жалобу лучше подавать в суд общей юрисдикции. В такой ситуации велик риск, что арбитражный суд прекратит дело на основании неподведомственности.

Анализируя судебную практику и позицию Верховного суда РФ в Обзоре, можно прийти к выводу, что юридические лица и предприниматели могут обжаловать в судах общей юрисдикции постановления по делам об административных правонарушениях по следующим нарушениям:

– отдельные составы главы 5 КоАП РФ по административным правонарушениям в сфере законодательства о труде и охране труда (ст. 5.27–5.34 КоАП);

– составы главы 8 КоАП РФ, охватывающей сферу административных правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования.

Подведомственность арбитражного суда

Арбитражному суду подведомственны дела когда:

– объект нарушения – отношения, прямо связанные с предпринимательской деятельностью. Статус юридического лица или предпринимателя имеет значение. Например, суд общей юрисдикции прекратил производство по делу и указал, что оспариваемые сведения связаны с предпринимательской деятельностью, поскольку касаются деловой репутации.

– нарушение совершено в процессе предпринимательской деятельности;

– отдельные составы глав 11 и 12 КоАП РФ в области безопасности дорожного движения ;

– нарушения в сфере пожарной безопасности, в частности статей 11.16, 20.4 КоАП РФ.

Дела, по которым возникают споры о подведомственности

Пока нет единого мнения судов о том, к какой категории дел отнести споры в сфере благоустройства. Например, суд прекратил производство по делу об оспаривании постановления за нарушение правил в сфере благоустройства, поскольку такие отношения не возникают из предпринимательской или иной экономической деятельности, а значит подведомственны суду общей юрисдикции. Однако если компания – заявитель жалобы производит работы по благоустройству в ходе предпринимательской деятельности, то отношения возникают из экономической деятельности. Спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде. К такому выводу пришел.

Нет однозначной практики и в сферах, подведомственность которых Обзор отнес к судам общей юрисдикции. Например, об оспаривании постановлений за правонарушения на транспорте.

Прекращая производство по делу, арбитражный суд указал, что спорные отношения возникли по поводу обеспечения безопасности дорожного движения, а не в связи с предпринимательской деятельностью . Но есть и другая позиция, когда суд признает, что спорное правоотношение возникло в ходе предпринимательской деятельности (постановление АС Северо-Кавказского округа от 02.09.15 № Ф08-6011/2015 по делу № А63-2647/2014).

Примечательно, что противоположные судебные акты приняты при рассмотрении спора, ответственность за который наступает по одной и той же статье КоАП РФ. Но в одном случае суд прекратил производство, а в другом рассмотрел дело по существу. В первом случае суд привлек лицо к ответственности в связи с нарушением требований безопасности дорожного движения при управлении такси. Во втором случае речь шла о перевозках пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом по маршруту.

Что делать, если суд прекратил производство по делу
Прекратить производство может не только арбитражный суд, но и суд общей юрисдикции. В такой ситуации необходимо разбираться, куда подавать жалобу и что делать с пропущенным сроком для судебной защиты прав.

Если арбитражный суд вынес определение о прекращении производства по делу ввиду неподведомственности и спорное отношение не связано с экономической деятельностью, можно сразу же подать жалобу в суд общей юрисдикции.

Здесь возникает вопрос о восстановлении десятидневного срока (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). К моменту, когда арбитражный суд вынесет определение о прекращении производства, срок для обжалования пройдет. Суды общей юрисдикции разрешают этот вопрос в пользу заявителя и могут восстановить срок. Например, при рассмотрении дела Верховный суд РФ отметил, что заявитель направил жалобу в районный суд незамедлительно после вынесения определения арбитражного суда о прекращении производства по делу (постановление ВС РФ от 06.07.15 № 9-АД15-8).

В другой ситуации при рассмотрении дела суд указал, что обжалуемое постановление должностного лица не содержало разъяснений о порядке его обжалования. Значит, причина пропуска заявителем срока при подаче жалобы в районный суд уважительная (постановление ВС РФ от 06.07.15 № 18-АД15-20).

Другой вариант – обжаловать определение арбитражного суда о прекращении производства на основании части 2 статьи 151 АПК РФ, конечно при условии, что отношение связано с экономической деятельность.

Обзор не содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым спор можно отнести к подведомственности судов общей юрисдикции, а суды по-разному оценивают экономический характер нарушения. Например, Верховный суд РФ посчитал вмененное заявителю нарушение в сфере законодательства о рекламе не связанным с предпринимательской или иной экономической деятельностью юридического лица. Заявитель разместил на своем сайте рекламу, в которой были сведения о том, что помимо охранной деятельности он предоставляет услуги такси, страховые услуги, услуги по эвакуации автотранспорта, а также юридические услуги. Однако на самом деле эта информация не соответствовала действительности. Компания не предоставляла услуги по перевозке пассажиров, и такое объявление нарушало положения закона о рекламе . Общество признали виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Если производство по делу прекратит суд общей юрисдикции то также есть два варианта действий: обжаловать определение суда общей юрисдикции в вышестоящий суд либо направить документы в арбитражный суд, приложив копию акта районного суда о прекращении дела.

Первый путь наиболее предпочтителен. Судебной практики по обжалованию таких определений пока мало, но найти прецеденты можно.

Некоторые заявители шли иным путем и подавали жалобы в арбитражные суды, прикладывая копию акта суда общей юрисдикции о прекращении производства. Но эта практика только начала формироваться.