ПОМИЛОВАНИЕ

                   ПОМИЛОВАНИЕ 

  Помилование лиц осужденных за совершение преступления является актом гуманизма и милосердия.  Согласно Международного пакта « о гражданских и политических правах» помилование или замена смертной казни может быть даровано любому осужденному.

   В соответствии с ч.3 ст.50 Конституции РФ каждый осужденный имеет право на помилование или смягчение наказания. Дальнейшее правовое регулирование вопросы помилования находят в следующих нормативных актах:

— ст. 85 и ч.3 ст.59 УК РФ;

— ст.176 и 184 УИК РФ;

-  ст.310 УПК РФ;

— Положение « о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ»  (утв. Указом Президента РФ от 21.12.2001 года №1500).

Помилование осуществляется только Президентом РФ путем издания специального указа.

             Помилование не применяется

Хотя формально просить о помилование может каждый осужденный, помилование не применяется в отношении следующих лиц:

— в отношении осужденных за  умышленное преступление в период  судами испытательного срока  назначенного условно осужденному;

б)  в отношении осужденных злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) осужденных, которые ранее  освобождались от отбытия   наказания по УДО;

г) осужденных,  которые ранее освобождались от  наказания по амнистии;

д) осужденных ранее помилованных;

е) осужденных, которым ранее  назначенное  судом наказание заменялось на более мягкое.

Осужденным к смертной казни помилование осуществляется лишь в виде замены этого наказания на пожизненное лишение свободы.

Помилование осуществляется от имени государства, а потому Президент РФ не может делегировать свое право иному лицу или органу.

      Порядок подачи ходатайства о помиловании

Ходатайство о помиловании может подать только сам осужденный.

На практике нередко прошение подают матери осужденных и другие близкие родственники Такие прошения рассмотрению не подлежат, но они могут быть приложены к ходатайству о помиловании осужденного.

Ходатайство о помиловании адресованное к  Президенту РФ составляется в письменной форме и подается через администрацию органа исполняющего наказание. ( Образец ходатайства о помиловании смотрите здесь).

Администрация учреждения исполняющего наказание обязана зарегистрировать ходатайство о помиловании осужденного в специальном журнале.

После этого, администрация учреждения исполняющего наказание обязана изготовить следующие документы:

б) извещение о том когда приговор вступил в законную силу;

в) справку о состоянии здоровья осужденного;

г) сведения о возмещении материального ущерба потерпевшему;

д) анкета  осужденного с его  биографическими данными;

е) сведения о  том подавалось ли осужденным ходатайство о помиловании ранее;

ж) справка о том применялась ли в отношении осужденного амнистия или УДО.

з) Характеристика и представление администрации учреждения  на осужденного, в которой указываются сведения о его поведении осужденного, его отношение к учебе и труду, а так же к преступлению совершенному им.

Эти документы прикладываются к ходатайству осужденного о помиловании, и все документы направляются в  территориальный орган уголовно-исполнительной системы. Прошение о помиловании лиц осужденных за совершение преступлений небольшой и средней тяжести направляется не позднее 10 дней со дня подачи ходатайства, а ходатайство осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления не позднее 20 дней.

По просьбе осужденного к ходатайству могут быть приложены и  иные документы. На практике к ходатайству прикладывают следующие документы:

— прошение матери осужденного ( или другого близкого родственника);

-характеристики с места жительства;

-прошение трудового коллектива с прежнего места работы и обязательство принять осужденного к себе на работу;

— документы, подтверждающие наличие или предоставление  осужденному жилья, в котором он будет жить в случае помилования;

— документы о состоянии здоровья близких родственников, за которыми осужденный обязан осуществлять уход, если эти родственники нуждаются в постороннем уходе;

-иные документы в пользу необходимости помилования осужденного.

Копия представления администрации учреждения направляется  прокурору надзирающим за соблюдением законом в учреждении исполнения наказания.

Не направить ходатайство осужденного администрация исправительного учреждения не может. О направлении ходатайство с приложенными к нему документами администрация учреждения исполняющего наказания извещает осужденного под роспись.

Ходатайство осужденного о снятии судимости подается осужденным напрямую в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ.

После получения ходатайства о помиловании осужденного с приложенными к нему документами, территориальный орган уголовно-исполнительной системы направляет ходатайство и все документы в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ.

Указанная Комиссия не позднее 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании  с указанными выше документами, направляет свое  заключение по поводу  применения акта помилования в отношении, осужденного главе субъекта Российской Федерации, который  ходатайство о помиловании со всеми документами и заключением Комиссии вносит на рассмотрение Президенту РФ.

Список осужденных которых глава субъекта Федерации рекомендует Президенту РФ для помилования публикуется в в печатном органе субъекта Федерации.

 Обстоятельства, учитываемые при рассмотрении ходатайства о помиловании 

 При рассмотрении ходатайства о помиловании учитывается:

а) характер и степень общественной опасности преступления, за которое осуждено лицо подавшее ходатайство;

б) поведение осужденного во время отбывания наказания;

в) срок отбытого осужденным наказания;

г) возмещение материального ущерба потерпевшему от преступления;

д) характеризующие данные о личности осужденного: его состояние здоровья, семейное положение, возраст, количество судимостей;

е) другие обстоятельства, если Комиссия посчитает их существенными.

ж) наличие обстоятельств, при которых помилование не допускается.

Указ Президента РФ о помиловании,  в течение двух дней  после его издания направляется главе субъекта Федерации, в учреждение ведающее исполнением наказания, в МВД РФ.

Отказ в удовлетворении ходатайства о помиловании Президентом РФ доводится письменно до сведения  должностным лицом субъекта Российской Федерации  или по его поручению председателем комиссии.

Повторное обращение осужденного с ходатайством о помиловании допускается не ранее чем через один год. Однако, если возникнут новые обстоятельства имеющие значение для акта помилования, то ходатайство может быть подано и ранее года.

Помилование не применяется в отношении мер уголовно-правового характера, т.е. оно не может отменить принудительные меры медицинского характера, конфискацию имущества,  принудительные меры воспитательного воздействия, так как они не отнесены к числу наказаний. Не может быть помилован и условно осужденный.

             Помилование- правовые проблемы

Таким образом, анализ перечисленных выше норм регулирующих процедуру помилования позволяет сделать вывод о наличии в них ряда проблем.

  •   Конституция РФ гарантирует каждому осужденному право на помилование. В то же время, названное выше Положение, содержит довольно весомый перечень категории лиц, к которым помилование не может быть применено.
  •  Законом не установлен срок для рассмотрения ходатайства о помиловании Президентов РФ. На практике это приводит к тому, что прошения о помиловании рассматриваются годами. К этому времени многие осужденные уже освобождаются по УДО или по сроку.
  • Ходатайство о помиловании проходит ряд государственных органов, которые, так или иначе, высказывают свое мнение по вопросу помилования. Должностные лица этих органов бывают не всегда объективны. Особенно это касается представления администрации учреждения исполнения наказания.

                             Характерные черты акта о помиловании  

  •  Помилование направлено на  осужденного и не ставит под сомнение  законность и обоснованность вынесенного приговора;
  •  формально помилован, может быть, любой осужденный, но Положение содержит перечень лиц к которым помилование не применяется и он довольно широк.
  •  помилованию подлежат только лица, осужденные за совершение уголовного преступления;;
  •  помилование не  касаться  принудительных мер принудительного воздействия, которые  не являются наказанием;
  •  при  помиловании Президент РФ  связан видами наказаний;
  •  Президент РФ  при вынесении акта помилования, заменяет наказание более строгое  на менее строгое. При этом, он ограничен как  верхними, так и нижними пределами срока или размера данного вида наказания;
  •  помилование может осуществляться  без просьбы осужденного и  даже без его желания.
  • В настоящее время институт помилования фактически не работает. За 2014 год было помиловано лишь два человека, в 1999 году – более 7,8 тысяч человек. Члены СПЧ считают, что региональные комиссии по помилованию следует лишить права рассматривать ходатайства о помиловании и готовить заключения направляемые президенту. Региональные комиссии должны только формлять пакет документов для передать их с ходатайством на рассмотрение президента. В настоящее время фактически заключения региональных комиссий по помилованию носят отнюдь не как рекомендательный характер, а как уже рассмотренные по существу. То есть, если Президент РФ получил ходатайство о помиловании с отрицательным заключением комиссии, подавший ходатайство осужденный находится в неравном положении по сравнению с теми, кто прошение о помиловании направил сразу главе государства.
    В связи с такой практикой помилования СПЧ предлагает законодательно закрепить право на ходатайство о помиловании и за другими лцами, в частности за защитником, законными представителями, общественными организациями, общественными деятелями.
    Около 15% осужденных являются жертвами судебных ошибок. Уголовный закон часто носит чрезмерно репрессивный характер, судебные ошибки встречаются нередко. В связи с этим институт помилования имеет важное значение для общества. Кроме того, тюрьмы России переполнены, а институт помилования поможет экономить государству деньги на содержании заключенных.