трудовые споры
Трудовые споры— это споры относительно трудовых прав между работником и работодателем или работником и определенными общественными и государственными организациями. Последнее время трудовые споры все чаще и чаще возникает в процессе хозяйственной деятельности различных хозяйствующих субъектов.
Трудовые споры возникают между работодателем и сотрудниками на различных этапах деятельности: как при заключении трудового договора, так и в процессе самой деятельности. Причиной обычно является несоблюдение трудового законодательства и злоупотребление руководителем своими должностными полномочиями, неправомерные действия по отношению к подчиненным. Результатом становится нарушение прав нанятого на работу сотрудника.
Проявление нарушения прав человека стало особенно заметно во время кризиса, именно тогда многие потеряли работу, попав под сокращение в силу того, что организации посредством этого метода пытались сократить свои расходы. Следует отметить тот факт, что сотрудник получает моральный ущерб, работая при нарушении санитарных правил и невыполнении требований со стороны работодателя. Все это, безусловно, обостряет конфликт.
Трудовые споры делят на коллективные и индивидуальные. Деление осуществляется в зависимости от сторон, принимающих участие в споре. На основании действующего законодательства, в частности статьи 352 Трудового Кодекса Российской Федерации, гражданин имеет право на рассмотрение спорной ситуации и защиту. В зависимости от выбранного работником способа защиты (это может быть судебная защита, защита с помощью профсоюзов или же самозащита) будет зависеть и порядок разрешения трудового спора. Необходимо помнить, что чем раньше сотрудник обратиться за помощью, тем быстрее и эффективнее будет разрешена ситуация. По действующему законодательству они разрешаются как в судебном разбирательстве, так и на предприятии профсоюзной организацией, комиссией по трудовым спорам. Нередко трудовой спор помогают разрешить Государственные трудовые инспекторы.
Как было сказано ранее, трудовой спор может быть коллективным и индивидуальным. В 60 главе Кодекса рассмотрен последний вид споров. Основным отличием последнего является участие работодателя и конкретного гражданина. Примерами возникновения таких ситуаций могут служить — отказ в трудоустройстве, нарушение и несоблюдение трудовых обязательств, сокращение и, конечно же, задержка заработной платы.
Но пострадавшей стороной может также быть и работодатель (например, в случаи нанесения ущерба предприятию в результате выполнения сотрудником своих обязанностей). Индивидуальные споры рассматривают суды и специальные комиссии, которые формируется в течении 10 дней. В ее состав включается равное число представителей обоих сторон. Статья 386 того же кодекса гласит, что пострадавшая сторона имеет право подать заявление в КТС в течении 3-х месяцев с момента возникновения конфликтной ситуации. Порядок рассмотрения закреплен в ст. 387 Кодекса. В данную комиссию поступает заявление сотрудника, его рассматривают и выносят решение, которое оформляется составлением протокола, заверенного печатью. Однако, если работник с ним не согласен, он имеет право обжаловать его в течении 10 дней. Порядок обращения по индивидуальным спорам в суд для работника тот же, а работодатель в праве обратиться с заявлением в течении 1 года с момента обнаружения ущерба.
Юристы рекомендуют улаживать конфликт, не доводя до суда, и постараться разобраться в конфликте на месте. Ведь понимание проблемы и желание решить ее полюбовно — всегда более эффективный метод. Однако, при этом следует помнить, что срок обращения в суд за защитой трудовых прав составляет 3 месяца с того момента как работник узнал о нарушении его права, а в случае спора о законности увольнения срок обращения в суд составляет 1 месяц.
Рассмотрим коллективный трудовой спор. Участниками данного вида спора становятся наниматель и значительное количество сотрудников из трудового коллектива. Особенность этого спора заключается в следующем: стороны для разрешения конфликтной ситуации привлекают представителей. Причинами возникновения данного вида спора являются изменение и ухудшение условий труда, увольнения, другие факторы. Порядок урегулирования может состоять из следующих стадий:
1. трудовой спор рассматривается примирительной комиссией на основании ст. 402 данного закона;
2. в разрешении трудового спора участвует третья сторона — ст. 403 того же Кодекса, а именно посредник;
3. на основании ст. 404 ТК РФ спор переходит на рассмотрение трудового арбитража.
Рассмотрение коллективного трудового спора начинается так: пострадавшая сторона, обычно это работники, выдвигает требование, составленное согласно статьи 399 ТК на общем собрании. Работодатель обязан принять это заявление и на основании ст. 400 ТК в течении 3 дней уведомить работников, а в течении 1 месяца — профсоюзные объединения. Далее формируется примирительная комиссия, которая в течении 5 дней должна принять определенное решение (по ст. 402 ТК РФ), если же наниматель не согласен с выводом — процесс переходит на второй этап, а именно — привлекается посредник. Конфликт должен разрешиться в течении 7 дней с подписанием протокола. Если принятие решения, которое бы устраивало обе стороны невозможно, трудовой спор приходится решать коллективно в трудовом арбитраже.
Следует также отметить, что действенным способом решения трудового конфликта является забастовка, на участие в которой сотрудники имеют право. Однако забастовка является последней стадией решения конфликта, и переходить к ней нужно лишь в крайнем случаи.
Данные судебной практики свидетельствуют о том, что разногласия между работниками и работодателем в настоящее время довольно распространенное явление. Причиной являются несоблюдение законодательства, задержка заработной платы и увольнения. Урегулирование таких споров довольно часто происходит в суде, так как непонимание, возникающий конфликт между работодателем и подчиненным имеет психологический характер, очень часто сотрудник отказывается решать вопрос в специальной трудовой комиссии, поскольку в состав ее входят так же работники, находящиеся в служебной зависимости от работодателя.
Таким образом, если возникает конфликт, сотрудник должен написать заявление в КТС или профсоюзный комитет или сразу в суд. Как указывалось выше, сроки обращения по этим спорам зависят от конкретного случая. Иски по трудовым спорам, касающиеся увольнения, можно подать в течении 1 месяца. Если нарушены права сотрудников, срок для обращения в суд равняется 3 месяцам (ст. 392 ТК РФ).
Комиссия создается либо в самой организации, либо в структурном подразделении. Если потерпевшая сторона не согласна с вынесенным решением, она вправе ее обжаловать в судебном порядке в течении 10 дней.
На сегодняшний день в судебной практике участились иски по трудовым спорам. Юридическая консультация в этом вопросе очень актуальна. Ведь зачастую сотрудник, права которого нарушены, не знает, куда обратиться. Результат юридической неграмотности — отказ в рассмотрении дела либо фиаско в суде, поэтому грамотный адвокат — гарантия положительного результата в рассматриваемом деле.
Качество юридических услуг В обычных гражданско-правовых ситуациях возникает вопрос о качестве предоставляемых услуг. При…
ОТКАЗ ОТ НАСЛЕДСТВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Закон возлагает на наследников обязанность рассчитаться с кредиторами наследодателя, однако прямо…
Как убедить суд назначить повторную экспертизу Многие адвокаты полагают, что суд обязан назначить повторную судебную…
Стадия возбуждения уголовного дела Стадия возбуждения уголовного дела является одной из ключевых…
Взыскание излишне выплаченной заработной платы Может ли работодатель взыскать с работника по суду излишне выплаченную…
Конфискация транспортных средств у пьяных водителей До настоящего времени многие автолюбители не знают, что при…