Трудовые споры

трудовые споры

Трудовые споры

Трудовые споры— это споры относительно трудовых прав  между работником и работодателем или работником и определенными общественными и государственными организациями. Последнее время  трудовые споры все чаще и чаще возникает в процессе хозяйственной деятельности различных хозяйствующих субъектов.

 Трудовые споры возникают между работодателем и сотрудниками на различных этапах деятельности: как при заключении   трудового договора, так и в процессе самой деятельности. Причиной обычно является несоблюдение трудового законодательства и злоупотребление руководителем своими должностными полномочиями, неправомерные действия по отношению к подчиненным. Результатом становится нарушение прав нанятого на работу сотрудника.

 Проявление нарушения прав человека стало особенно заметно во время кризиса, именно тогда многие потеряли работу, попав под сокращение в силу того, что организации посредством этого метода пытались сократить свои расходы. Следует отметить тот факт, что сотрудник получает моральный ущерб, работая при нарушении санитарных правил и невыполнении требований со стороны работодателя. Все это, безусловно, обостряет конфликт.

Трудовые споры делят на коллективные и индивидуальные. Деление осуществляется в зависимости от сторон, принимающих участие в споре. На основании действующего законодательства, в частности статьи 352 Трудового Кодекса Российской Федерации, гражданин имеет право на рассмотрение спорной ситуации и защиту. В зависимости от выбранного работником способа защиты (это может быть судебная защита, защита с помощью профсоюзов или же самозащита) будет зависеть и порядок разрешения трудового спора. Необходимо помнить, что чем раньше сотрудник обратиться за помощью, тем быстрее и эффективнее будет разрешена ситуация. По действующему законодательству они разрешаются как в судебном разбирательстве, так и на предприятии профсоюзной организацией, комиссией по трудовым спорам. Нередко трудовой спор помогают разрешить Государственные трудовые инспекторы.

Как было сказано ранее, трудовой спор может быть коллективным и индивидуальным. В 60 главе Кодекса рассмотрен последний вид споров. Основным отличием последнего является участие работодателя и конкретного гражданина. Примерами возникновения таких ситуаций могут служить — отказ в трудоустройстве, нарушение и несоблюдение трудовых обязательств, сокращение и, конечно же, задержка заработной платы.

 Но пострадавшей стороной может также быть и работодатель (например, в случаи нанесения ущерба предприятию в результате выполнения сотрудником своих обязанностей). Индивидуальные споры рассматривают суды и специальные комиссии, которые формируется в течении 10 дней. В ее состав включается равное число представителей обоих сторон. Статья 386 того же кодекса гласит, что пострадавшая сторона имеет право подать заявление в КТС в течении 3-х месяцев с момента возникновения конфликтной ситуации. Порядок рассмотрения закреплен в ст. 387 Кодекса. В данную комиссию поступает заявление сотрудника, его рассматривают и выносят решение, которое оформляется составлением протокола, заверенного печатью. Однако, если работник с ним не согласен, он имеет право обжаловать его в течении 10 дней. Порядок обращения по индивидуальным спорам в суд для работника тот же, а работодатель в праве обратиться с заявлением в течении 1 года с момента обнаружения ущерба.

Юристы рекомендуют улаживать конфликт, не доводя до суда, и постараться разобраться в конфликте на месте. Ведь понимание проблемы и желание решить ее полюбовно — всегда более эффективный метод. Однако, при этом следует помнить, что срок обращения в суд за защитой трудовых прав составляет 3 месяца с того момента как работник узнал о нарушении его права, а в случае спора о законности увольнения срок обращения в суд составляет 1 месяц.

Рассмотрим коллективный трудовой спор. Участниками данного вида спора становятся наниматель и значительное количество сотрудников из трудового коллектива. Особенность этого спора заключается в следующем: стороны для разрешения конфликтной ситуации привлекают представителей. Причинами возникновения данного вида спора являются изменение и ухудшение условий труда, увольнения, другие факторы. Порядок урегулирования может состоять из следующих стадий:

1. трудовой спор рассматривается примирительной комиссией на основании ст. 402 данного закона;

2. в разрешении трудового спора участвует третья сторона — ст. 403 того же Кодекса, а именно посредник;

3. на основании ст. 404 ТК РФ спор переходит на рассмотрение трудового арбитража.

Рассмотрение коллективного трудового спора начинается так: пострадавшая сторона, обычно это работники, выдвигает требование, составленное согласно статьи 399 ТК на общем собрании. Работодатель обязан принять это заявление и на основании ст. 400 ТК в течении 3 дней уведомить работников, а в течении 1 месяца — профсоюзные объединения. Далее формируется примирительная комиссия, которая в течении 5 дней должна принять определенное решение (по ст. 402 ТК РФ), если же наниматель не согласен с выводом — процесс переходит на второй этап, а именно — привлекается посредник. Конфликт должен разрешиться в течении 7 дней с подписанием протокола. Если принятие решения, которое бы устраивало обе стороны невозможно, трудовой спор приходится решать коллективно в трудовом арбитраже.

Следует также отметить, что действенным способом решения трудового конфликта является забастовка, на участие в которой сотрудники имеют право. Однако забастовка является последней стадией решения конфликта, и переходить к ней нужно лишь в крайнем случаи.

Данные судебной практики свидетельствуют о том, что разногласия между работниками и работодателем в настоящее время довольно распространенное явление. Причиной являются несоблюдение законодательства, задержка заработной платы и увольнения. Урегулирование таких споров довольно часто происходит в суде, так как непонимание, возникающий конфликт между работодателем и подчиненным имеет психологический характер, очень часто сотрудник отказывается решать вопрос в специальной трудовой комиссии, поскольку в состав ее входят так же работники, находящиеся в служебной зависимости от работодателя.

Таким образом, если возникает конфликт, сотрудник должен написать заявление в КТС или профсоюзный комитет или сразу в суд.  Как указывалось выше, сроки обращения по этим спорам зависят от конкретного случая.  Иски по трудовым спорам, касающиеся увольнения, можно подать в течении 1 месяца. Если нарушены права сотрудников, срок для обращения в суд равняется 3 месяцам (ст. 392 ТК РФ).

 Комиссия создается либо в самой организации, либо в структурном подразделении. Если потерпевшая сторона не согласна с вынесенным решением, она вправе ее обжаловать в судебном порядке в течении 10 дней.

На сегодняшний день в судебной практике участились иски по трудовым спорам. Юридическая консультация в этом вопросе очень актуальна. Ведь зачастую сотрудник, права которого нарушены, не знает, куда обратиться. Результат юридической неграмотности — отказ в рассмотрении дела либо фиаско в суде, поэтому грамотный адвокат — гарантия положительного результата в рассматриваемом деле.

(3377)