В соответствии с ч.1 ст.445 УПК РФ, если суд лицо совершило преступление в состоянии невменяемости или если у него после преступления наступило психическое расстройство, которое не позволяет назначить или исполнить наказание, суд должен вынести постановление об освобождении гражданина от уголовной ответственности или от наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера.
Исполнение такого судебного решения начинается с момента вступления его в силу и заканчивается прекращением применения мер по правилам ст. 445, 446 УПК РФ.
На практике у суда возникают трудности в процессе помещения лица в психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением. На этом этапе необходимо:
Психиатрические стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением имеются лишь в нескольких субъектах Федерации. Они принимают больных со всей страны согласно закрепленными за ними территориями обслуживания.
Зачастую лечебное учреждение находится достаточно далеко от местонахождения больного и требуется его авиа- или железнодорожная перевозка. Доставлять больного могут из психиатрического стационара, куда он был помещен в соответствии со ст. 435 УПК РФ, либо из дома, если он находился под подпиской о невыезде и надлежащем поведении. В последнем случае возникают проблемы с исполнением судебного решения.
Требование ч.3 ст.97 УК РФК о том, что порядок исполнения принудительных мер медицинского характера должен определяться УИК РФ и иными федеральными законами, остается невыполненным, так как УИК содержит нормы, касающиеся применения медицинских мер, лишь наряду с исполнением уголовного наказания.
В Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях гражданам при ее оказании» есть только общие положения об основаниях применения медицинских мер, правах госпитализированных.
В соответствии с ч.4 ст.443 УПК РФ суд должен направить копию постановления в течение пяти суток в уполномоченный орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья для решения вопроса о лечении или направлении лица, нуждающегося в психиатрической помощи, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. Но такой порядок исполнения судебного решения установлен лишь для случаев, когда уголовное дело прекращено по основаниям, предусмотренным ч. 2 или 3 данной статьи. В УПК не говорится, в какой орган направляется для исполнения само постановление о применении медицинских мер.
На данный момент каких-либо единых ведомственных документов по поводу порядка исполнения судебного акта нет, что приводит к неопределенности при их исполнении.
Из ч. 2 ст. 13 Закона о психиатрической помощи следует, что медицинские меры осуществляют медицинские организации государственной системы здравоохранения. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» организация оказания населению субъекта Российской Федерации специализированной медицинской помощи (каковыми являются и медицинские меры) относится к полномочиям органов госвласти субъектов РФ в сфере охраны здоровья. Отсюда, именно эти органы обязаны организовать исполнение постановлений судов данной категории. Именно они должны определить конкретный специализированный стационар, куда нужно направить больного, к которому применены медицинские меры и обеспечить его доставление к месту лечения, если лицо находится дома.
На практике орган в сфере охраны здоровья обоснованно отказывается направлять медработников в командировку без сопровождения, которое смогло бы обеспечить безопасность доставления. Вопрос о том, какой орган должен оказывать такое содействие и должен ли оказывать вообще, до настоящего времени остается открытым.
В связи с такой ситуацией суды в своих решениях иногда обязывают оказать содействие органу в сфере здравоохранения территориальные органы внутренних дел. При этом суды руководствуются ст. 30 Закона о психиатрической помощи и п. 35 ст. 12 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», согласно которым на органы полиции возложена обязанность оказывать содействие медработникам в осуществлении недобровольной госпитализации.
Под недобровольной госпитализацией суды понимают в том числе помещение в стационар в связи с применением медицинских мер. Однако Закон о психиатрической помощи указанные понятия разделяет. В нем есть отдельные нормы о применении медицинских мер и о недобровольной госпитализации. При этом в перечень основания применения недобровольной госпитализации медицинские меры не входят.
В п. 12 ст. 12 Закона о полиции данные понятия так же разграничиваются. В частности, закреплена обязанность полиции осуществлять розыск лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных судом медицинских мер, а также лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства.
Поскольку по закону применение медицинских мер не охватывается понятием принудительной госпитализации, возлагать обязанность по оказанию содействия органу в сфере здравоохранения на территориальные органы внутренних дел является неправомерным.
Другой орган, который обладает силами и средствами для безопасного сопровождения лиц данной категории, — УФСИН России. Однако в рассматриваемой ситуации норм для привлечения его к исполнению судебного постановления нет.
Пунктом 5.1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, к числу основных задач ФСИН отнесено в том числе сопровождение и охрана лиц, которым назначено принудительное лечение в психиатрических больницах (стационарах) специализированного типа с интенсивным наблюдением, при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи.
Из сказанного следует, что полномочия ФСИН по перемещению лиц, которым назначены медицинские меры, распространяются только на случаи, когда данные лица содержатся в специализированном стационаре с интенсивным наблюдением. Полномочиями забрать лицо из дома и привезти в стационар данные органы не наделены.
Нормативные положения, позволяющие задействовать в сопровождении службу судебных приставов отсутствует.
Таким образом, при существующем законодательном регулировании исполнять решения судов о применении медицинских мер затруднительно...
В УИК отсутствует порядок исполнения постановлений о применении медицинских мер.
По всей видимости, обязанность по доставлению лиц, к которым применены медицинские меры, следует разграничить между органами внутренних дел и ФСИН исходя из того, избрана ли на момент исполнения постановления суда в отношении лица мера пресечения в виде содержания под стражей (с переводом в стационар в порядке ст. 435 УПК) либо оно не находится в условиях изоляции. В первом случае исполнение постановления стоит возложить на органы ФСИН, во втором — на органы МВД.
Рассмотрение жалоб на отказ в оказании содействия в доставлении можно возложить на вышестоящие ведомственные органы, а также на прокурора.
Качество юридических услуг В обычных гражданско-правовых ситуациях возникает вопрос о качестве предоставляемых услуг. При…
ОТКАЗ ОТ НАСЛЕДСТВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Закон возлагает на наследников обязанность рассчитаться с кредиторами наследодателя, однако прямо…
Как убедить суд назначить повторную экспертизу Многие адвокаты полагают, что суд обязан назначить повторную судебную…
Стадия возбуждения уголовного дела Стадия возбуждения уголовного дела является одной из ключевых…
Взыскание излишне выплаченной заработной платы Может ли работодатель взыскать с работника по суду излишне выплаченную…
Конфискация транспортных средств у пьяных водителей До настоящего времени многие автолюбители не знают, что при…