Принудительные меры медицинского характера

       Принудительные меры медицинского характера

В соответствии с ч.1 ст.445 УПК РФ, если суд  лицо совершило преступление  в состоянии невменяемости или если у него после преступления наступило психическое расстройство, которое не позволяет назначить или исполнить наказание, суд должен вынести постановление об освобождении гражданина от уголовной ответственности или от наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера.

Исполнение  такого судебного решения начинается с момента вступления его в силу и заканчивается прекращением применения мер по правилам ст. 445, 446 УПК РФ.

На практике  у суда возникают  трудности в процессе помещения лица в психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением. На этом этапе необходимо:

  1. определить в какое медицинское учреждение конкретно будет помещен гражданин, и согласовать направление в него больного;
  2. доставить больного в это медицинское учреждение для применения медицинских мер.

Психиатрические стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением имеются лишь в нескольких субъектах Федерации. Они принимают больных со всей страны согласно закрепленными за ними территориями обслуживания.

Зачастую  лечебное учреждение находится достаточно далеко от местонахождения больного и требуется его авиа- или железнодорожная перевозка. Доставлять больного могут из психиатрического стационара, куда  он был помещен в соответствии со ст. 435 УПК РФ, либо из дома, если он находился под подпиской о невыезде и надлежащем поведении. В последнем случае  возникают проблемы  с исполнением судебного решения.

Требование ч.3 ст.97 УК РФК о том, что  порядок исполнения принудительных мер медицинского характера должен определяться УИК  РФ и иными федеральными законами, остается невыполненным, так как УИК содержит нормы, касающиеся применения медицинских мер, лишь наряду с исполнением уголовного наказания.

В Законе РФ  «О психиатрической помощи и гарантиях гражданам при ее оказании»  есть только общие положения об основаниях применения медицинских мер, правах госпитализированных.

В соответствии с ч.4 ст.443 УПК РФ суд  должен направить копию постановления в течение пяти суток в уполномоченный орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья для решения вопроса о лечении или направлении лица, нуждающегося в психиатрической помощи, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. Но такой порядок исполнения  судебного решения установлен лишь для случаев, когда уголовное дело прекращено по основаниям, предусмотренным ч. 2 или 3 данной статьи.  В УПК не говорится, в какой орган направляется для исполнения само постановление о применении медицинских мер.

На данный момент каких-либо единых ведомственных документов по поводу порядка исполнения судебного акта нет, что приводит к неопределенности при  их исполнении.

Из ч. 2 ст. 13 Закона о психиатрической помощи следует, что медицинские меры осуществляют медицинские организации государственной системы здравоохранения. Согласно  п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 21.11.2011 №  323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» организация оказания населению субъекта Российской Федерации специализированной медицинской помощи (каковыми являются и медицинские меры) относится к полномочиям органов госвласти субъектов РФ в сфере охраны здоровья. Отсюда, именно эти органы обязаны организовать исполнение постановлений судов данной категории. Именно они должны определить конкретный специализированный стационар, куда нужно направить больного, к которому применены медицинские меры и обеспечить его доставление к месту лечения, если лицо находится дома.

На практике орган в сфере охраны здоровья  обоснованно отказывается направлять медработников в командировку без сопровождения, которое смогло бы обеспечить безопасность доставления. Вопрос о том, какой орган должен оказывать такое содействие и должен ли оказывать вообще, до настоящего времени остается открытым.

В связи с такой ситуацией суды в своих решениях иногда обязывают оказать содействие органу в сфере здравоохранения территориальные органы внутренних дел. При этом суды руководствуются ст. 30 Закона о психиатрической помощи и п. 35 ст. 12 ФЗ от 07.02.2011 №  3-ФЗ «О полиции», согласно которым на органы полиции возложена обязанность оказывать содействие медработникам в осуществлении недобровольной госпитализации.

Под недобровольной госпитализацией суды понимают в том числе помещение в стационар в связи с применением медицинских мер. Однако Закон о психиатрической помощи указанные понятия разделяет. В нем есть отдельные нормы о применении медицинских мер  и о недобровольной госпитализации. При этом в перечень основания применения недобровольной госпитализации медицинские меры не входят.

В п. 12 ст. 12 Закона о полиции данные понятия так же разграничиваются. В частности, закреплена обязанность полиции осуществлять розыск лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных судом медицинских мер, а также лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства.

Поскольку по закону применение медицинских мер не охватывается понятием принудительной госпитализации, возлагать обязанность по оказанию содействия органу в сфере здравоохранения на территориальные органы внутренних дел является неправомерным.

Другой орган, который обладает силами и средствами для безопасного сопровождения лиц данной категории, — УФСИН России. Однако в рассматриваемой ситуации норм для привлечения его к исполнению судебного постановления нет.

Пунктом 5.1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №  1314, к числу основных задач ФСИН отнесено в том числе сопровождение и охрана лиц, которым назначено принудительное лечение в психиатрических больницах (стационарах) специализированного типа с интенсивным наблюдением, при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи.

Из сказанного следует, что полномочия ФСИН по перемещению лиц, которым назначены медицинские меры, распространяются только на случаи, когда данные лица содержатся в специализированном стационаре с интенсивным наблюдением. Полномочиями забрать лицо из дома и привезти в стационар данные органы не наделены.

Нормативные положения, позволяющие задействовать в сопровождении службу судебных приставов отсутствует.

Таким образом, при существующем законодательном регулировании исполнять решения судов о применении медицинских мер затруднительно...

В УИК отсутствует порядок исполнения постановлений о применении медицинских мер.

По всей видимости, обязанность по доставлению лиц, к которым применены медицинские меры, следует разграничить между органами внутренних дел и ФСИН исходя из того, избрана ли на момент исполнения постановления суда в отношении лица мера пресечения в виде содержания под стражей (с переводом в стационар в порядке ст. 435 УПК) либо оно не находится в условиях изоляции. В первом случае исполнение постановления стоит возложить на органы ФСИН, во втором — на органы МВД.

Рассмотрение жалоб на отказ в оказании содействия в доставлении можно возложить на вышестоящие ведомственные органы, а также на прокурора.

В гл. 51 УПК РФ содержаться правовые нормы, касающиеся особенностей проведения предварительного следствия и судебного разбирательства в отношении лиц, у которых обнаружены психические расстройства. Существуют определенные требования к доказыванию по уголовному делу с участием таких лиц. В соответствии с  п. 4 ст. 434 УПК  РФ необходимо  доказать наличие у лица психических расстройств в прошлом, степени и характера психического заболевания в момент совершения деяния, запрещенного уголовным законом, или во время производства по делу. Наличие психических расстройств у лица, совершившего общественно опасное деяние, может быть в дальнейшем признано судом как его нахождение в состоянии невменяемости, а это, в соответствии со ст. 21 УК РФ, освобождает лицо от уголовной ответственности.

Невменяемость,  устанавливается только судом, поэтому  признание лица невменяемым заключением судебно-психиатрической экспертизы является преждевременным. Вывод о том, что лицо является невменяемым либо совершило общественно опасное деяние, запрещенное определенной статьей УК, в этом состоянии, не относится к компетенции органа предварительного расследования, а является исключительной прерогативой суда.

Орган предварительного расследования вправе назначить проведение судебно-психиатрической экспертизы в отношении привлекаемого к уголовной ответственности лица, у которого обнаружены психические расстройства. Назначение экспертизы возможно и по ходатайству защиты.

Иногда сначала проводится амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза, которая должна ответить на вопросы, поставленные органом предварительного расследования. Если в рамках амбулаторной экспертизы не  возможно прийти к выводу  о наличии у лица психического расстройства, назначается стационарная судебно-психологическая экспертиза для наблюдения за лицом в отношении которого проводится экспертиза.

Иногда назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Адвокаты вправе ходатайствовать перед органом расследования о проведении стационарной комплексной психолого-психиатрической экспертизы, а также поставить на разрешение экспертов вопросы, которые не указал в своем постановлении орган расследования.

Очень важно установить связь психического расстройства лица с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда. Если будет установлено, что лицо представляет опасность для себя или других, это может повлиять на определение вида принудительных мер медицинского характера, которые могут быть назначены такому лицу.

По такого рода уголовным делам следует н учитывать разъяснения Пленума ВС РФ, данные в п. 17 постановления от 07.04.2021 года. В нем разъяснено , что об опасности для себя или для других лиц либо о возможности причинения им иного существенного вреда могут свидетельствовать характер психического расстройства, подтвержденного выводами судебно-психиатрической экспертизы, его склонности в связи с этим к совершению насильственных действий в отношении других лиц или в причинении вреда самому себе, в совершении иных антиобщественных действий (изъятия чужого имущества, поджогов, уничтожения или повреждения имущества и др.), а также физическом состоянии такого лица, с учетом которого оценивается возможность реализации им своих общественно опасных намерений.

На практике в заключениях судебных экспертиз не всегда обосновываются выводы о том, что обследуемое лицо представляет повышенную общественную опасность. Следствием этого могут стать ошибочные выводы о необходимости применения к лицу принудительных мер медицинского характера с направлением его в стационар, а не назначения ему амбулаторного лечения.

В ходе производства по таким делам суды не должны допускать нарушений прав лиц, в отношении которых назначаются и проводятся судебно-психиатрические экспертизы, а также прав их законных представителей. При назначении судебно-психиатрической экспертизы законные представители таких подэкспертных должны быть ознакомлены с соответствующим постановлением. С разрешения следователя они вправе задавать вопросы эксперту, присутствовать при проведении экспертизы, что может стать особенно актуальным не только для них, но и для тех, чьи интересы они представляют.

На практике законных представителей не всегда знакомят с постановлением о назначении судебно-психиатрической экспертизы, не предоставляют им возможность присутствовать при ее проведении, лишают их права задавать вопросы экспертам, заключения, полученные с такими нарушениями, почти никогда не признаются недопустимыми доказательствами. Несомненно, это  является ущемлением прав лиц, имеющих психические расстройства, так как поставить им правильный диагноз становится затруднительным.

В зависимости от результатов экспертизы и других обстоятельств уголовное дело в отношении лица, в действиях которого усматриваются признаки преступления, орган предварительного расследования вправе передать через прокурора в суд для применения принудительных мер медицинского характера. При этом обвинительное заключение не составляется.

Прокурор, получив такое дело с постановлением о применении принудительных мер медицинского характера, вправе направить его в суд либо возвратить органу предварительного расследования.

Лицу, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, должна была быть предоставлена возможность ознакомления с материалами дела и участия в рассмотрении дела.

В ходе предварительного расследования и в суде действия лица, в отношении которого было вынесено постановление о применении принудительных мер медицинского характера, должны оцениваться с точки зрения их достоверности, допустимости. Иногда такие лица возражают против назначения им судом принудительных мер, считая себя нормальными людьми, не нуждающимися в лечении.

Если в ходе предварительного расследования выяснится, что привлекаемое к уголовной ответственности лицо содержится под стражей и у него обнаружены психические расстройства, то согласно ст. 435 УПК суд по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора в порядке, установленном ст. 108 УПК, принимает решение о переводе данного лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.

Если в ходе предварительного расследования выяснится, что лицо, совершившее общественно опасное деяние, имеет психические расстройства, и в результате проведения судебно-психиатрической экспертизы будет установлено, что есть основания для рассмотрения судом вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, то в отношении такого лица нельзя избрать меру пресечения в виде заключения под стражу.

Есть  мнение  ученых правоведов о том, что применение мер пресечения и, как следствие, иных мер процессуального принуждения в отношении лица, страдающего психическими расстройствами, возможно. И если по своему психическому состоянию лицо может реализовывать принадлежащие ему права, то оно также имеет возможность осознавать характер возложенных на него обязанностей. В случае невыполнения последних у государства должно возникать право применить меры процессуального принуждения.

Однако такой вывод является ошибочным, так как нельзя отождествлять выполнение прав и обязанностей, тем более когда речь идет о лице, имеющем психические расстройства. Применение мер принуждения преследует другие цели и задачи и не ставит целью излечение лица, страдающего психическими расстройствами. Поэтому избрание меры пресечения, тем более в виде заключения под стражу, к такому лицу неправомерно.

Многие теоретики полагают, что данные о состоянии здоровья обвиняемого могут вообще исключить необходимость применения к нему мер пресечения  или указывать на нецелесообразность избрания конкретной из них. К этому лицу должны применяться не меры пресечения, а принудительные меры медицинского характера, способствующие изоляции больного и лечению одновременно.

На практике мера пресечения избирается и в отношении лиц стоящих на учете у врача психиатра, в отношении лиц, которые ранее уже привлекались к уголовной ответственности и по результатам психиатрической экспертизы уже признавались  психически больными.

 

(25)