Принудительные меры медицинского характера
В соответствии с ч.1 ст.445 УПК РФ, если суд лицо совершило преступление в состоянии невменяемости или если у него после преступления наступило психическое расстройство, которое не позволяет назначить или исполнить наказание, суд должен вынести постановление об освобождении гражданина от уголовной ответственности или от наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера.
Исполнение такого судебного решения начинается с момента вступления его в силу и заканчивается прекращением применения мер по правилам ст. 445, 446 УПК РФ.
На практике у суда возникают трудности в процессе помещения лица в психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением. На этом этапе необходимо:
- определить в какое медицинское учреждение конкретно будет помещен гражданин, и согласовать направление в него больного;
- доставить больного в это медицинское учреждение для применения медицинских мер.
Психиатрические стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением имеются лишь в нескольких субъектах Федерации. Они принимают больных со всей страны согласно закрепленными за ними территориями обслуживания.
Зачастую лечебное учреждение находится достаточно далеко от местонахождения больного и требуется его авиа- или железнодорожная перевозка. Доставлять больного могут из психиатрического стационара, куда он был помещен в соответствии со ст. 435 УПК РФ, либо из дома, если он находился под подпиской о невыезде и надлежащем поведении. В последнем случае возникают проблемы с исполнением судебного решения.
Требование ч.3 ст.97 УК РФК о том, что порядок исполнения принудительных мер медицинского характера должен определяться УИК РФ и иными федеральными законами, остается невыполненным, так как УИК содержит нормы, касающиеся применения медицинских мер, лишь наряду с исполнением уголовного наказания.
В Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях гражданам при ее оказании» есть только общие положения об основаниях применения медицинских мер, правах госпитализированных.
В соответствии с ч.4 ст.443 УПК РФ суд должен направить копию постановления в течение пяти суток в уполномоченный орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья для решения вопроса о лечении или направлении лица, нуждающегося в психиатрической помощи, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. Но такой порядок исполнения судебного решения установлен лишь для случаев, когда уголовное дело прекращено по основаниям, предусмотренным ч. 2 или 3 данной статьи. В УПК не говорится, в какой орган направляется для исполнения само постановление о применении медицинских мер.
На данный момент каких-либо единых ведомственных документов по поводу порядка исполнения судебного акта нет, что приводит к неопределенности при их исполнении.
Из ч. 2 ст. 13 Закона о психиатрической помощи следует, что медицинские меры осуществляют медицинские организации государственной системы здравоохранения. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» организация оказания населению субъекта Российской Федерации специализированной медицинской помощи (каковыми являются и медицинские меры) относится к полномочиям органов госвласти субъектов РФ в сфере охраны здоровья. Отсюда, именно эти органы обязаны организовать исполнение постановлений судов данной категории. Именно они должны определить конкретный специализированный стационар, куда нужно направить больного, к которому применены медицинские меры и обеспечить его доставление к месту лечения, если лицо находится дома.
На практике орган в сфере охраны здоровья обоснованно отказывается направлять медработников в командировку без сопровождения, которое смогло бы обеспечить безопасность доставления. Вопрос о том, какой орган должен оказывать такое содействие и должен ли оказывать вообще, до настоящего времени остается открытым.
В связи с такой ситуацией суды в своих решениях иногда обязывают оказать содействие органу в сфере здравоохранения территориальные органы внутренних дел. При этом суды руководствуются ст. 30 Закона о психиатрической помощи и п. 35 ст. 12 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», согласно которым на органы полиции возложена обязанность оказывать содействие медработникам в осуществлении недобровольной госпитализации.
Под недобровольной госпитализацией суды понимают в том числе помещение в стационар в связи с применением медицинских мер. Однако Закон о психиатрической помощи указанные понятия разделяет. В нем есть отдельные нормы о применении медицинских мер и о недобровольной госпитализации. При этом в перечень основания применения недобровольной госпитализации медицинские меры не входят.
В п. 12 ст. 12 Закона о полиции данные понятия так же разграничиваются. В частности, закреплена обязанность полиции осуществлять розыск лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных судом медицинских мер, а также лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства.
Поскольку по закону применение медицинских мер не охватывается понятием принудительной госпитализации, возлагать обязанность по оказанию содействия органу в сфере здравоохранения на территориальные органы внутренних дел является неправомерным.
Другой орган, который обладает силами и средствами для безопасного сопровождения лиц данной категории, — УФСИН России. Однако в рассматриваемой ситуации норм для привлечения его к исполнению судебного постановления нет.
Пунктом 5.1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, к числу основных задач ФСИН отнесено в том числе сопровождение и охрана лиц, которым назначено принудительное лечение в психиатрических больницах (стационарах) специализированного типа с интенсивным наблюдением, при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи.
Из сказанного следует, что полномочия ФСИН по перемещению лиц, которым назначены медицинские меры, распространяются только на случаи, когда данные лица содержатся в специализированном стационаре с интенсивным наблюдением. Полномочиями забрать лицо из дома и привезти в стационар данные органы не наделены.
Нормативные положения, позволяющие задействовать в сопровождении службу судебных приставов отсутствует.
Таким образом, при существующем законодательном регулировании исполнять решения судов о применении медицинских мер затруднительно...
В УИК отсутствует порядок исполнения постановлений о применении медицинских мер.
По всей видимости, обязанность по доставлению лиц, к которым применены медицинские меры, следует разграничить между органами внутренних дел и ФСИН исходя из того, избрана ли на момент исполнения постановления суда в отношении лица мера пресечения в виде содержания под стражей (с переводом в стационар в порядке ст. 435 УПК) либо оно не находится в условиях изоляции. В первом случае исполнение постановления стоит возложить на органы ФСИН, во втором — на органы МВД.
Рассмотрение жалоб на отказ в оказании содействия в доставлении можно возложить на вышестоящие ведомственные органы, а также на прокурора.
(5)