Возмещение ущерба по ОСАГО

Возмещение ущерба по ОСАГО

При осуществлении выплат по ОСАГО  страховые компании  и владельцы автомобилей сталкиваются с рядом проблем. В частности, это проблема определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля.  Судебная практика по этому вопросу неоднозначна, но,  только она дает ответы на наиболее острые вопросы.

Размер ущерба

Размер ущерба определяется стоимостью ремонта или среднерыночной ценой, однако подходы судов в разрешению споров по взыскании страхового возмещения.

Подходы судов различных регионов при разрешении дел по делам о взыскании убытков, причиненных в результате ДТП, сумм страхового возмещения, подлежащих выплате по договору , не отличаются единообразием.

 В частности спорным является вопрос о том, в каком размере подлежат взысканию убытки истца при определении восстановительной стоимости ремонта ТС : на основании независимой оценки (исходя из средних сложившихся в регионе цен с учетом износа заменяемых узлов, деталей и механизмов), либо исходя из размера реально затраченных истцом денежных средств на ремонт пострадавшего транспортного средства.

Согласно одной точки зрении, основанной на положениях п. 63 Правил об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств,если истец представляет доказательства размера затраченных денежных средств на ремонт пострадавшего транспортного средства на дату ДТП, суд назначает судебную экспертизу для определения стоимости восстановительного ремонта с учетом износа по средним, сложившимся в регионе расценкам. При отсутствии доказательств обоснованного завышения убытков, их сумма исчисляется и выплачивается страховой компанией причинителя вреда исходя не из фактически понесенных истцом затрат на восстановление спорного автомобиля, а из среднерыночных цен на соответствующий ремонт в регионе.

Таким образом, убытки подлежат возмещению на основании независимой оценки исходя из средних сложившихся в регионе цен с учетом износа заменяемых узлов, деталей и механизмов на дату ДТП.

Есть и другая точка зрения нашедшая отражение в судебных решения, согласно которой размер страховой выплаты определяется также в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая, — восстановительных расходов, при определении размера которых учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей (п. 63 Правил об ОСАГО).

В целях обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств приведение автомобиля в состояние, в котором он находился до повреждения в ДТП, означает возмещение страховщиком расходов потерпевшего на замену частей, узлов, агрегатов и деталей в сумме, соответствующей стоимости этих элементов автомобиля в момент их повреждения с учетом их износа.

Для реализации этих целей Закона «Об ОСАГО» ( ст. 7 Закон), размер страховой суммы, в пределах которого потерпевший вправе требовать страховую выплату по обязательному страхованию. При этом размер страховой выплаты по конкретному страховому случаю не должен превышать этого предела и ограничивается суммой за вычетом износа узлов, деталей и механизмов, используемых при восстановительном ремонте. Других ограничений в отношении страховой выплаты закон не содержит.

Размер убытков, причиненных имуществу потерпевшего, определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая .

В случае расхождения размеров ущерба, определенных экспертным путем и реальными затратами, названным принципам возмещения вреда соответствует страховая выплата в размере, соответствующем реальным расходам. Таким образом, убытки подлежат возмещению исходя из размера реально затраченных истцом денежных средств на ремонт пострадавшего транспортного средства на дату ДТП.

Ограничение страховой выплаты путем использования средних цен противоречит  положениям ГК РФ о полном возмещении убытков, так как необходимость расходов, которые потерпевшее лицо должно будет произвести для восстановления имущества, вызвана причинением вреда. Данный подход является более справедливым, поскольку направлен на защиту прав и законных интересов потерпевших.

Цены дилера применяются только для ТС, которое в момент ДТП находилось на гарантии

При расчете восстановительной стоимости ремонта автомобиля, находящегося на гарантийном обслуживании, суд должен руководствоваться ценами официального дилера либо исходить из средних сложившихся в соответствующем регионе цен на дату ДТП. На практике существует два подхода:

  1. Если страховой случай произошел во время действия срока гарантии на транспортное средство, расчет стоимости ремонта проводится по ценам организации, осуществляющей гарантийное обслуживание (п. п. 7.3, 7.6 — 7.10 Методических рекомендаций по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО от 20.10.2004 № 001 МР/СЭ. Следовательно, при расчете восстановительной стоимости ремонта автомобиля необходимо использовать цены, установленные официальным дилером.
  1. Требование об использовании цен официального дилера при расчете стоимости ремонта применимо, если оно является одним из условий гарантии, которая запрещает проведение негарантийного ремонта во время гарантии. То есть, если договор купли-продажи транспортного средства не содержит подобных условий в части гарантийных обязательств, то указанное требование не применяется.

Кроме того, Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, и они не должны противоречить Правилам об ОСАГО, где закреплено положение о возмещении ущерба по средним ценам (п. 63). Нормы Закона № 40-ФЗ также прямо устанавливают, что правовое регулирование вопросов о порядке определения размера подлежащих возмещению убытков и осуществления страховой выплаты производится в соответствии с Правилами об ОСАГО.

Следовательно, утверждение о законности и обоснованности страховых выплат по ценам официального дилера, без учета средних сложившихся в регионе цен на восстановительные работы, является неправомерным.

Однако при применении цен, из которых следует исходить при определении размера восстановительной стоимости автомобиля, необходимо учитывать и интересы потерпевшего. Владелец должен иметь право выбора сервисного центра, куда он обратится, чтобы привести свой автомобиль в то состояние, в котором он находился до наступления страхового случая, что не учитывается законодателем. Такой подход позволил бы достигнуть цели защиты прав потерпевшего по возмещению причиненного вреда. При ином подходе потерпевший лишен возможности получить реальное возмещение ущерба с учетом износа с надлежащим качеством выполнения восстановительных работ.

Взыскании утраты товарной стоимости автомобиля

Достаточно долгий период времени спорным являлся вопрос о том, подлежит ли взысканию утрата товарной стоимости в рамках обязательного страхования. Ранее существовала позиция, согласно которой утраченную товарную стоимость нельзя взыскать в рамках обязательного страхования. В судебной практике сложилось понятие «утраченная товарная стоимость», под которым понимается уменьшение стоимости ТС, вызванное преждевременным ухудшением внешнего вида автомобиля и его эксплуатационных качеств вследствие ДТП и последующего ремонта автомобиля.

В настоящее время к спорным правоотношениям суды применяют другую редакцию ст. 12 Закона № 40-ФЗ, которая была изменена федеральными законами от 01.12.2007 № 306-ФЗ. Теперь к расходам  необходимые для восстановительного ремонта относятся не только материалы и запасные части с учетом износа и расходов на оплату ремонтных работ, но и  расходы на утраченную автомобилем товарную стоимость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *