ОТМЕНА ПЕЧАТЕЙ

ОТМЕНА ПЕЧАТЕЙ

С апреля 2015 года общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества вправе, но не обязаны иметь печати (ст. 2, 6 ФЗ от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ). В то же время требование о наличии печати по-прежнему сохраняется для других видов юридических лиц. В частности, для некоммерческих организаций, унитарных предприятий. Они продолжат использовать печать в порядке, утвержденном ГОСТом (п. 3.25 ГОСТ Р 6.30-2003, принятого постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст (далее – ГОСТ Р 6.30-2003).

Новые положения о печатях

Во-первых сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества. Организация обязана выполнить это условие, если желает использовать печать.

Во-вторых, печать при ее наличии необходимо применять в тех случаях, когда это прямо установлено федеральным законом. Так, если устав организации предусматривает наличие печати, то этот реквизит обязателен на следующих документах:

– акт о несчастном случае на производстве:
– журнал учета проверок;
– доверенность для суда и др.

Если организация решила отказаться от печати и при этом еще не привела свой устав в соответствие с положениями ГК, действующими с 01.09. 2014 года, то будет удобно внести соответствующие изменения в устав одновременно с исключением из него положения о наличии круглой печати.

В-третьих, общество вправе иметь печать любой формы, например треугольную, со своим наименованием либо вовсе отказаться от печати в пользу электронной подписи, голографических печатей, специальных бланков и др. Перечисленные средства идентификации считаются наиболее защищенными от подделок. Ранее хозяйственные общества.

Процедура отказа от печати

Чтобы официально отказаться от печати, то есть перестать заверять ею первичные и иные документы, хозяйственному обществу нужно внести изменения в устав. Соответственно, изменений вносить не нужно, если в уставе не упоминается о печати организации, и вы планируете больше не использовать ее.

Решение об исключении из устава положения о наличии печати юридического лица должно принять общее собрание акционеров (участников) общества. Это значит, что необходимо созвать внеочередное собрание участников, оформить принятое решение протоколом и после этого зарегистрировать внесенные в устав изменения в налоговой инспекции. До момента регистрации изменений в ЕГРЮЛ компания обязана использовать печать.

Далее нужно издать приказ руководителя об отказе от печати. О принятии такого решения целесообразно уведомить постоянных контрагентов, контролирующие органы... На уведомлении, составленном в произвольной письменной форме, обязательно должна быть подпись физлица, уполномоченного представлять организацию. После этого можно заверять документы только подписью руководителя организации или уполномоченного сотрудника.

Унифицированные формы приказов по личному составу не требуют печати

Унифицированные формы приказов по личному составу не требуют печати. В унифицированных формах приказов по личному составу (о приеме работника на работу (форма № Т-1), о переводе работника на другую работу (форма № Т-5) и др.) места для печати не предусмотрено и в указаниях по заполнению этих форм про печать ничего не сказано, поэтому присутствие этого реквизита в них не обязательно. Однако в том случае, если работодатель применяет другие, собственные образцы приказов по личному составу, утвержденные в обществе, и в них включен такой реквизит, как печать организации или отдела кадров, то печать на документе необходима.

Спорные моменты

В Законе № 82-ФЗ перечислены немногочисленные случаи, когда организация, в уставе которой имеются сведения о печати, обязана ставить этот реквизит. Но нужно учитывать, что сами формы документов или указания по их заполнению могут предусматривать место для оттиска печати. Так, продолжают действовать подзаконные акты, которые требуют проставлять печати, в отношении:

– трудовых книжек. Печатью организации или кадровой службы заверяют сведения о работнике или изменения в них на титульном листе трудовой книжки. Печатью работодателя – запись об увольнении (печать является подтверждением, что записи, внесенные в трудовую книжку сотрудника за время работы, верны;
– акта о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы, по унифицированной форме № Т-73 (утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1;
– путевого листа (п. 12 приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152, раздел 2 Указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78);
– отчетности по налогам и страховым взносам. Например, справка по форме 2-НДФЛ (приложение № 1 к приказу ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611@), форма 4-ФСС (приложение № 1 к приказу ФСС России от 26 февраля 2015 г. № 59));
– листка нетрудоспособности (п. 65 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н) и др.

Возможны споры с проверяющими по поводу того, обязано или нет общество применять печать для оформления документов в перечисленных случаях. Ответ не однозначен. С одной стороны, если в уставе не упоминается о печати юрлица, общество вправе обходиться без этого реквизита. С другой – обязанность заверять указанные выше документы печатью предусмотрена подзаконными актами, которые приняты во исполнение требований федерального закона, и на этом основании требование о печати можно считать по-прежнему обязательным.

Таким образом, в ситуации, когда требование о наличии оттиска печати на документе предусмотрено нормами подзаконных актов, а не федерального закона, возникает коллизия. В идеале она должна разрешаться в пользу вышестоящих законов (ст. 3 ГК РФ), а на практике отсутствие печати на соответствующих документах при проверке могут посчитать нарушением. Исходя из этого, имеет смысл пока не отказываться от печати совсем, а продолжать проставлять этот реквизит в установленных случаях вплоть до того, когда нормы, противоречащие федеральному закону, будут скорректированы.

В настоящее время готов  проект постановления правительства по этой проблеме. Согласно проекту печати в в трудовые книжки нужно будет, только если федеральным законом или уставом организации предусмотрена обязанность работодателя использовать печать. В остальных случаях печать проставлять станет необязательно.