Принцип случайной выборки присяжных

                    Принцип случайной выборки присяжных

 

В соответствии с положениями УПК РФ  составляется основной и запасной списки кандидатов в присяжные по муниципальному образованию, общий и запасной списки кандидатов по субъекту РФ и основной и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели округов. Утверждают уточненные списки и запасные списки главы муниципальных образований. Списки скрепляют печатями и направляют в районные суды, юрисдикция которых распространяется на территории соответствующих муниципальных образований.

Процесс формирования списков представляют собой случайную выборку кандидатов с помощью государственной автоматизированной системы «Выборы». Однако, принцип ее работы далеко несовершенен. В этой системе не содержится практически ничего из тех сведений, которые должны предъявляться к кандидатам в присяжные (кроме возрастного ценза).Фактически любое лицо, достигшее 25 лет, может попасть в список кандидатов в присяжные заседатели. В связи с чем УПК РФ возлагает на сотрудников аппарата суда обязанность по проверке соответствия выбранных лиц требованиям законодательства. Очевидно, что такой способ отбора кандидатов в присяжные законодатель установил, чтобы обеспечить равные шансы попасть в выборку каждому кандидату, включенному в общий и запасной списки. Но при этом органам, которые составляют списки, нужно быть предельно внимательными, изучать все данные вносимых лиц, их соответствие требованиям к кандидатам в присяжные. Это позволит исключить ситуации, когда кандидатом в присяжные становится не соответствующий требованиям закона гражданин, а право других граждан стать присяжным оказывается ущемлено.

После того как судебное заседание назначено, должен быть сформирован предварительный список кандидатов в присяжные . Секретарь суда или помощник судьи по распоряжению председательствующего судьи из находящегося в суде списка отбирает кандидатов путем случайной выборки. При этом он должен исследовать все обстоятельства, препятствующие участию лица в отправлении правосудия в качестве присяжного, а также учесть, что одно и то же лицо не может участвовать в течение года в отправлении правосудия более одного раза.

УПК не предусматривает способа фиксации в процессуальных документах процедуры отбора секретарем суда кандидатов в присяжные. Это значит, что доказательства соблюдения требований нормы о случайности проведенной выборки в уголовном деле  отсутствуют. В связи с этим, на практики имеются примеры, когда стороны оспаривают случайность выборки кандидатов в присяжные на стадии составления предварительного списка или же законность участия того или иного присяжного в рассмотрении дела.

                   Обоснование защитой неслучайности выборки

1.Не позвали на формирование списка.

Имеется виду, что предварительный список присяжных был составлен с нарушением требований законодательства. Его составляло неправомочное лицо и без присутствия стороны защиты, в результате чего коллегия присяжных с самого начала имела обвинительный уклон. Однако ВС РФ отказал в удовлетворении жалобы по этим основаниям указывая, что присутствие сторон в процедуре отбора кандидатов в присяжные не предусмотрено, а ходатайства стороны защиты об обеспечении их присутствия при отборе подлежат отклонению. Кроме того ВС указывает, что кандидаты в присяжные действительно отбираются случайной выборкой и какие-либо совпадения носят случайный характер.

2.Кандидаты знакомы между собой.

ВС также отказывает в удовлетворении жалобы по этим основаниям.

Отсюда следуют вывод, что признанное КС РФ право на обжалование принципа случайной выборки является декларативным (определение КС РФ от 23.05.2006 №  189-О).

УПК не предусматривает способа фиксации процедуры отбора секретарем суда кандидатов в присяжные, поэтому доказательства соблюдения нормы о случайности их выборки в деле отсутствуют