Оценка заключения строительно-технической экспертизы

Оценка заключения строительно-технической экспертизы

Последние годы увеличилось количество уголовных дел в сфере экономике и в частности в строительстве. Основную доказательную силу по этим уголовным делам имеют строительно-технические экспертизы. Эти экспертизы вызывают не однозначную оценку у сторон уголовного процесса. Отсюда,  у защиты есть необходимость  в знании ключевых моментов в оценке заключений  строительно-технических экспертиз (СТЭ).

Объектами СТЭ выступают строительные объекты и документы, содержащие сведения о них.

Прежде всего нужно установить, в каком объеме предоставлена на экспертизу документация и достаточен ли он для полного и всестороннего исследования, формирования категорических выводов.

На практике в процессе строительства стороны часто заключают дополнительные соглашения к основному договору или контракту. В этих соглашениях изменяются объемы и виды строительных работ, технологии, соответствующее оборудование, сроки строительных работ, графики финансирования и т. д. В практике встречались случаи, когда эксперты приходят к выводу, что объемы и стоимость выполненных подрядчиком работ значительно превышают объемы и стоимость работ, предусмотренных положениями договора подряда. Такое  происходило в ситуациях, когда на экспертизу не предоставлялись дополнительные соглашения к основному договору об увеличении объемов строительных работ. Выводы по таким заключениям эксперта не могут быть самостоятельными доказательствами и использоваться в установлении фактических обстоятельств по делу. В таких случаях необходима дополнительная экспертиза с предоставлением полного пакета договорной документации и с учетом всех дополнительных соглашений к основному договору или контракту.

Договорная цена может определяться на основе сметной стоимости строительства или с использованием соответствующих укрупненных норм и расценок по состоянию на определенную дату и также корректироваться с учетом дополнительных соглашений. Это имеет существенное значение для выстраивания экспертами базовой модели из исходных данных, в соответствии с которыми в процессе исследования они сопоставляют данные о фактическом исполнении договорных обязательств двух сторон.

Состав проектной документации определен постановлением Правительства от 16.02.2008 №  87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». На практике проектную документацию следствие нередко предоставляет на строительно-техническую экспертизу в электронном формате ввиду значительных объемов. Но здесь важно установить, что эксперты-строители действительно получили ее актуальную версию. Проектная документация в установленных законодательством случаях подлежит государственной экспертизе в ФАУ «Главгосэкспертиза России» или в его филиалах. Иногда проектная документация после прохождения государственной экспертизы возвращается на доработку, из-за чего появляется несколько версий. Чтобы разобраться с той версией проектной документации, которая должна быть предоставлена экспертам-строителям, иногда требуется сопоставить ее с положительным заключением государственной экспертизы ФАУ «Главгосэкспертиза России» или его филиалов. Таким образом, при оценке заключения эксперта следует обращать внимание на редакцию проектной документации, по которой проведено исследование и получены выводы.

Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве регламентированы РД-11-02-2006, которые утверждены приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128.

Исследование исполнительной документации в рамках экспертизы особенно важно, когда проектные решения содержат технологии, включающие потребность в выполнении на объектах скрытых работ. Если экспертам не разрешено применять разрушающие методы исследования, то есть вскрывать строительные конструкции исследуемого строительного объекта, то, как правило, такие работы принимаются экспертами в «константе». То есть в тех значениях, в которых эти работы отражены в исполнительной документации (актах освидетельствования скрытых работ), если они не являются исключительным предметом разбирательства. В тех случаях, когда предметом разбирательства между сторонами или в рамках уголовного дела являются именно объемы и стоимость выполненных скрытых работ, провести их исследование возможно только с применением разрушающих методов. При оценке заключения эксперта следует обратить внимание на наличие заявленного им ходатайства о применении разрушающих методов исследования. В свою очередь, лицо, инициирующее СТЭ, должно в письменной форме проинформировать о принятом решении: удовлетворено или не удовлетворено это ходатайство эксперта. Эту информацию эксперт должен отразить во вводной части заключения.

Рабочая документация, как правило, разрабатывается после утверждения проектной документации для того, чтобы внедрить проектные решения непосредственно в процессе строительства. Эта документация должна соответствовать проектной документации и техническому заданию на ее разработку. Содержание и состав рабочей документации определяет застройщик, исходя из уровня детализации проектной документации.

Нередко, назначая экспертизу следователи  не предоставляют на строительно-техническую экспертизу рабочую документацию в полном объеме, в том числе из-за ее недооформленности в установленном порядке и несогласования участниками договора. В то же время она имеет существенное ориентирующее значение для организации и проведения экспертами натурных осмотров строительных объектов с применением приборной базы...

Ошибочными и недопустимыми являются выводы об объемах и стоимости выполненных строительных работ по договору, основанные исключительно на исследовании первичной учетной документации. В частности, на исследовании актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости работ и затрат по форме КС-3.

Основной метод строительно-технической экспертизы — натурный осмотр строительных объектов с применением экспертами необходимой приборной базы и средств измерения. По этой причине в каждом заключении эксперта строительно-технической экспертизы должны содержаться сведения о проведении натурных осмотров строительных объектов. В заключении эксперты должны отразить применение ими приборной базы и перечислить средства измерения с указанием конкретных дат.

Если по каким-то причинам натурные осмотры строительных объектов по рассматриваемым видам СТЭ не проведены (например, не обеспечен доступ на строительный объект по причине его режимности), то выводы в таких заключениях эксперта не могут быть категорическими положительными.

Эксперты применяют разного рода рулетки, дальномеры, штангенциркули, приборы для измерения толщины защитного слоя бетона, толщиномеры ультразвуковые, щупы, курвиметры, уровни электронные, тахеометры, видеоскопы и т. д. Однако обязательным условием использования технических средств в границах процесса является организация проведения их периодической поверки во исполнение положений Федерального закона от 26.06.2008 №  102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Результаты поверки средств измерения удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерения. Даже самые незначительные отклонения в работе средств измерения в общем объеме исследуемых строительных работ способны быть причиной больших погрешностей в полученных показателях.

В заключении эксперта должны быть указаны:

1.тип и наименование используемого при проведении исследований строительного объекта прибора;

2.заводской номер;

3.сведения о поверке с указанием номера свидетельства, даты его действия либо даты его выдачи.

В заключении эксперта должны содержаться сведения о полном наименовании программного продукта, его версии и свидетельстве, подтверждающем законность его использования (лицензии). Например: «…программный сметный комплекс „ГРАНД-Смета“ (свидетельства № 000231 161, № 000401 177); программный комплекс — система автоматизированного проектирования AutoCAD Civil 3D (серийный номер 125–24578894), программный комплекс для построения 3D-моделей Context Capture Bentley System (регистрационный номер пользователя 1005652688)…»

Важнейшее значение при оценке заключения эксперта имеет редакция вопросов, вынесенных на разрешение экспертизы в постановлениях (определениях) о назначении строительно-технических экспертиз. Вопросы, выносимые на разрешение, должны содержать:

1.идентификационные признаки исследуемого строительного объекта (полное наименование, адрес местоположения);

2.период исследования;

3.правовое основание проведения строительных работ (номера и даты договоров, контрактов с учетом имеющихся дополнительных соглашений);

4.дату, на которую следует произвести расчет стоимости строительных работ;

5.наименование, содержание, перечень строительных работ, стоимость которых следует рассчитать эксперту.

Особое внимание в оценке заключения эксперта следует уделить корректности установленной даты, на которую произведен расчет стоимости выполненных или невыполненных строительных работ. Дата помогает оценить степень влияния уровня инфляции на стоимость работ. Вопросы инфляции, согласно действующей системе ценообразования, учитываются индексами изменения сметной стоимости, разработанными к сметно-нормативной базе 2001 года.

Индексы рассчитываются в соответствии с Методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства с использованием данных ФАУ «Главгосэкспертиза России» и с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития. Данные об индексах отражает Минстрой России в своих письмах. Эти данные включены в Федеральный реестр сметных нормативов. Чем дальше в хронологическом аспекте устанавливается дата, по состоянию на которую проводится исследование, тем закономерно большей под воздействием инфляционного фактора будет стоимость выполненных работ.

Особенно внимательно нужно относиться к этим моментам в ситуации, когда договором или контрактом процесс строительства рассчитан на срок больше одного года.

Во всех заключениях эксперта должны быть ссылки на нормативные правовые документы в сфере строительства, в соответствии с которыми экспертом производятся основные расчеты прямых затрат, начисления накладных расходов и сметной прибыли.

Также должны быть указания на письма Минрегиона, Минстроя и Госстроя России, разъясняющие и уточняющие способы применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли, а также индексов изменения сметной стоимости строительства.

При этом нормативные правовые документы должны использоваться экспертами-строителями в редакции, действующей в том периоде, в отношении которого проводятся исследования. Использование неактуальных версий нормативных правовых документов в сфере строительства и ценообразования влечет за собой допущение существенных расчетных ошибок.

Разработанные проекты организации строительства не всегда включают в себя сразу все возможные работы. По этой причине могут потребоваться дополнительные работы, необходимые по технологии для завершения процесса строительства. В таких случаях можно рекомендовать поставить на разрешение экспертов-строителей дополнительный вопрос: «Имело ли место выполнение  работ по строительству объекта не предусмотренных положениями договора генерального подряда ? Если имело, то каковы их объемы и стоимость по состоянию цен на определенную дату.

Таким образом, •эксперт может прийти к ошибочному выводу о превышении объемов и стоимости строительных работ из-за того, что на экспертизу не были предоставлены дополнительные соглашения к основному договору или контракту. В этом случае нужна дополнительная экспертиза, основанная на всем объеме договорной документации. Чтобы эксперт получил для исследования актуальную версию проектной документации, так как в процессе согласования она изменяется много раз

Ошибочными могут быть выводы экспертов об объемах и стоимости выполненных строительных работ, основанные исключительно на изучении первичной учетной документации, без проведения натурных осмотров строительных объектов с применением необходимой приборной базы

Эксперт недолжен использовать средства измерения без подтверждающих документов о том, что они прошли проверку в установленном порядке