взятка
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО ПО УГОЛОВНОМУЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Т.О. КОШАЕВА
Наиболее распространенным среди преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является взяточничество. Оно представляет собой одну из самых общественно опасных форм коррупции. При этом отождествлять эти понятия не следует. Коррупция — это антисоциальное явление, имеющее свою структуру и содержание, включающее в себя многочисленные действия и проявляющееся вовне, а взяточничество — преступление, за совершение которого наступает уголовная ответственность и наказание.
Ко взяточничеству относятся такие составы преступлений, как получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291) и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ). По данным МВД России, в 2009 г. за взяточничество было осуждено 5388 чел., в 2010 г. — 5337 чел.; из них в 2009 г. за получение взятки было осуждено к лишению свободы 332 чел., в 2010 г. — 321 чел., а за дачу взятки соответственно в 2009 г. — 332 чел., а в 2010 г. — 326 чел. К остальным осужденным применялись иные виды уголовного наказания .
Взяточничество относится к преступлениям, посягающим на нормальную деятельность публичного аппарата управления в сфере деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ вопреки стоящим перед ними задачам. Должностное лицо в своей деятельности, находясь на службе в органах государственного аппарата управления, имеет право на вознаграждение только в установленном законом порядке. Незаконное получение им материальных выгод различного характера от своей служебной деятельности должно признаваться нарушением закона и быть соответственно наказуемым.
Нормы ст. 290 и 291 УК РФ неоднократно подвергались изменениям и дополнениям. Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ ст. 290 УК РФ была изложена в новой редакции, согласно которой теперь наказуемо получение взятки не только должностным лицом, но и иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации. Таким образом, законодателем учтены признаки субъекта данного преступления, а также размеры взятки. Аналогичные поправки были внесены указанным Законом в ст. 291 УК РФ.
Кроме того, тем же Федеральным законом УК РФ дополнен ст. 291.1, предусматривающей ответственность за посредничество во взяточничестве, которое определяется как непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере. Наказуемым также признается посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) либо с использованием своего служебного положения, в соучастии, в крупном или особо крупном размере, а также обещание или предложение посредничества во взяточничестве.
Введение законодателем ст. 291.1 УК РФ значительно усилило уголовную ответственность за взяточничество, а лица, способствующие даче или получению взятки, преследуются ныне не за соучастие, а за совершение конкретных преступных действий. Поскольку ответственность посредника во взяточничестве установлена уголовным законом только недавно, анализировать судебную практику по данной статье пока не представляется возможным. Однако уже сейчас следует отметить, что некоторые объективные признаки нового состава преступления потребуют самостоятельного разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. В частности, требуют пояснения такие признаки, как «способствование взяткодателю или взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними», «обещание или предложение посредничества», поскольку они недостаточно четко отражают сущность содеянного виновным.
Взяточничество относится к преступлениям корыстной мотивации, имеющим, как правило, имущественный характер. Вместе с тем по вопросу определения предмета взятки в научных кругах существуют споры, в частности, о том, можно ли включать в предмет взятки неимущественные блага. Последние являются неотчуждаемыми и непередаваемыми (честь, достоинство), и возможность передачи таковых кому-либо вызывает по меньшей мере сомнение. Согласно ч. 1 ст. 290 УК РФ к предмету взятки отнесены деньги, ценные бумаги, иное имущество, незаконное оказание должностному лицу услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав.
Как указывается в Постановлении Пленума ВС РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», предметом взятки или коммерческого подкупа могут быть в том числе выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, не подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. При этом указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.
Конечно, в постановлении Пленума ВС РФ не могут быть перечислены все возможные виды материальных ценностей, варианты предоставления услуг и выгод имущественного характера, поскольку они являются весьма разнообразными. Как правило, в подобных случаях предмет взятки, в частности сумма денег, передается должностному лицу при условии выполнения им определенных действий, которые входят в полномочия виновного, но не являются законными.
Предмет взятки в общем виде в уголовном законе определяется только в ст. 290 УК РФ; в ст. 291 и 291.1 УК РФ соответствующее определение отсутствует. В связи с этим, как представляется, было бы правильным дать общее определение предмета взятки, при этом расширительное его толкование поместить в примечании к ст. 290 УК РФ.
Следует отметить, что в юридической литературе разъяснено понятие незаконного вознаграждения, которое по своей сути отождествляется со взяточничеством <2>. Незаконное вознаграждение определяется как материальные блага или выгоды имущественного характера, получаемые (передаваемые) при осознании их незаконности особым кругом субъектов уголовной ответственности в размере, не соответствующем выполненной работе (оказанной услуге), либо в нарушение установленного порядка или запрета на их получение (передачу). Авторы предлагают, в частности, сформулировать название ст. 290 УК РФ как «Получение незаконного вознаграждения», а ст. 291 УК РФ как «Дача незаконного вознаграждения». При этом предлагается изложить по-иному признаки названных преступлений, а также установить в некоторых нормах ответственность за получение незаконного вознаграждения отдельными должностными лицами и дачу незаконного вознаграждения таким лицам. Данная позиция авторов заслуживает одобрения, поскольку определяет корыстную направленность взяточничества.
Как показывает анализ судебной практики по уголовным делам о взяточничестве, в качестве предмета взятки преимущественно выступают деньги (валюта) в крупном и особо крупном размере. При этом предмет взятки передается должностным лицам за совершение незаконных действий при исполнении ими служебной деятельности.
Необходимым объективным признаком получения взятки является ее обусловленность последующими действиями должностного лица, которому взяткодатель передает материальные ценности либо предоставляет услугу имущественного характера. Уголовный закон предусматривает четыре основные формы поведения должностного лица при совершении взяточничества. Взятка передается при условии, что должностное лицо совершит действие (бездействие), которое либо: 1) входит в его служебные полномочия; 2) не входит в его служебные полномочия, но оно может способствовать совершению такого действия (бездействия) в силу своего должностного положения; 3) выражает общее покровительство взяткодателю со стороны должностного лица; 4) означает попустительство взяткодателю по службе со стороны должностного лица.
Обобщение судебной практики по уголовным делам о взяточничестве свидетельствует о том, что, как правило, такие преступления связаны со злоупотреблениями должностными полномочиями и выражаются в совершении незаконных действий по службе с корыстной целью получения наживы.
Одним из наиболее важных и спорных является вопрос об определении субъекта получения взятки, т.е. должностного лица. Как следует из примечания к ст. 285 УК РФ, должностными лицами могут быть только те лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других российских войсках и воинских формированиях.
Статья 290 УК РФ была дополнена примечанием 2, в котором дается определение иностранного должностного лица — это любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе и для публичного ведомства или публичного предприятия, а также определение должностного лица публичной международной организации — это международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени. Таким образом, к субъекту получения взятки по действующему уголовному закону относятся должностные лица, иностранные должностные лица, а также должностные лица публичной международной организации. В связи с этим, как представляется, определение субъекта получения взятки в уголовном законе следует закрепить не в примечании к ст. 290 УК РФ, а в примечании к ст. 285 УК РФ, где даны общие признаки субъекта должностных преступлений. Иностранные должностные лица, а также должностные лица публичной международной организации могут быть не только субъектами получения взятки, но и потенциальными субъектами других должностных преступлений, ответственность за которые предусмотрена в гл. 30 УК РФ.
Проблема взяточничества в правоохранительных органах и судах заслуживает особого внимания. Взяточничество в этих органах нарушает конституционный принцип справедливости, влечет безнаказанность преступников, стимулирует дальнейшую криминализацию общества, способствует развитию наиболее опасных форм организованной преступности. Субъекты правоохранительной деятельности составляют почти ¼ часть от общего числа взяточников. В деятельности правоохранительных органов взяточничество имеет свои особенности. Например, в рамках должностной самостоятельности следователь или судья имеет право принять ответственное решение, благоприятное для взяткодателя. Действия таких взяточников отличаются осторожностью, изощренностью, маскировкой, тщательным устранением следов злоупотреблений. Посредниками во взяточничестве нередко являются адвокаты подследственных и обвиняемых. Корыстное использование сотрудниками правоохранительных органов, а также судьями своего служебного положения обусловливает тесную связь злоупотреблений должностными полномочиями со взяточничеством, подкупом указанных лиц.
При этом следует учитывать, что сотрудники правоохранительных органов наделены полномочиями, позволяющими им совершать юридически значимые действия, обязательные для исполнения гражданами и другими должностными лицами, независимо от их ведомственной принадлежности и занимаемой должности. Кроме того, названные сотрудники наделены правом применения различных форм принуждения, в том числе и связанных с ограничением свободы личности в сфере правопорядка.
Практика показывает, что наиболее часто взяточничество в правоохранительной системе выражается в получении «вознаграждения» от заинтересованных лиц за незаконное освобождение от административной или уголовной ответственности, отказ в возбуждении уголовных дел или прекращение таковых, необоснованное изменение мер пресечения в отношении подозреваемых, устранение в процессе расследования отягчающих обстоятельств, покровительство организованным преступным группировкам, неделовое сотрудничество с коммерческими структурами и др. В судебной системе к числу злоупотреблений, связанных со взяточничеством, относится вынесение судьей неправосудного решения, создание препятствий в реализации участниками процесса своих прав. Характерным для взяточничества в правоохранительных органах является также, например, составление фиктивных ответов на запросы, дача фиктивных справок, подлог протоколов допросов и др.
Как правило, действия должностных лиц, совершивших преступления в сфере правоохранительной деятельности, которые сопряжены со взяточничеством по службе, квалифицируются как получение взятки, т.е. оцениваются как преступление, посягающее на интересы государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления. Вместе с тем суды нередко оставляют без внимания квалификацию таких преступлений с учетом специфики деятельности виновных и наличия специальных составов.
Характерным для взяточничества в судебной системе является особый цинизм, массовость таких преступлений. За последние годы вдвое возросло число судей, совершивших взяточничество в составе организованных преступных групп. Ежегодно все большее число судей отстраняются от работы из-за проступков, порочащих это высокое звание, и осуждаются за взятки.
Служебные преступления, совершаемые судьями, а также другими участниками судопроизводства, не только нарушают конституционные права граждан, но и дискредитируют правоохранительные органы, подрывают авторитет закона, наносят ущерб интересам государственной власти.
Еще одним аспектом рассматриваемой проблематики является коррупция и взяточничество в бизнесе. В данном случае имеются в виду такие формы сращивания бюрократии и бизнеса, при которых должностные лица либо группы должностных лиц за взятку обеспечивают защиту опекаемого хозяйствующего субъекта (группы субъектов либо конкретного предпринимателя) от различных посягательств со стороны организованных преступных групп, недружественного поглощения конкурентов, вмешательства в экономическую деятельность со стороны контролирующих и правоохранительных органов. В тех случаях, когда на отчисления по содержанию «госкрыши» тратится более половины всей прибыли предприятия, коррумпированные чиновники становятся фактическими собственниками бизнеса . Таким образом, лица, обеспечивающие «госкрыши», совершают уголовно наказуемые деяния, подпадающие под признаки взяточничества, подкупа,
Например, одной из причин существования такого явления, как рейдерство, эксперты называют масштабную коррумпированность чиновников, слабость правоохранительной системы судов. Рейдерские захваты в 99% случаях проходят с помощью органов государственной власти, т.е. при прямой поддержке чиновников из городской администрации либо административных работников, которые имеют власть на определенной территории. Рейдерский захват становится самостоятельным видом бизнеса со всеми атрибутами: планированием, бюджетированием, разделением труда, нормой прибыли. Поэтому противодействие коррупции и взяточничеству в бизнесе требует системного подхода к решению проблемы борьбы с такими преступлениями. Вместе с тем принимаемые меры уголовно-правового характера должны находиться во взаимодействии с другими, а именно правовыми, экономическими и социальными, мерами.
(3268)