Изменения миграционного законодательства с января 2019 года
С января 2019 года работодателю являющемуся приглашающей стороной будет необходимо выполнять обязанности, а именно: контролировать, чтобы работник соблюдал цель въезда в РФ и своевременно уехал. Если работодатель этого не сделает, то он может быть подвергнут штрафу грозит в размере 400–500 тыс. рублей.
Принимающая сторона может представить уведомление о прибытии иностранца в территориальное отделение МВД: лично, через МФЦ, по почте.
Что изменилось ранее? С 8 июля 2018 года изменились правила миграционного учета иностранных граждан . Теперь под местом пребывания понимают только место фактического проживания иностранца, а под принимающей стороной — лицо (гражданина или организацию), в чьем помещении иностранец будет жить.
Работодатели могут ставить на учет иностранных работников и сопровождающих их членов семьи по адресу компании, только если те фактически живут по этому адресу в специально оборудованных для сна и отдыха помещениях, в том числе временных. В остальных случаях иностранцев нужно ставить на учет по адресу квартиры или гостиницы, где они фактически проживают.
Таким образом, для цели постановки иностранцев на миграционный учет обязанности принимающей стороны перешли с работодателей на собственников жилья, в котором живут пребывающие в РФ иностранцы.
Здесь возможны отрицательные последствия работодателей.
Приглашающая сторона должна предоставить гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранца на период его пребывания в РФ. Это делается в форме гарантийного письма, подаваемого в миграционный орган в составе документов для оформления приглашения на въезд и визы для иностранного гражданина.
На практике у работодателей здесь возникают проблемы. Возникает вопрос;
как без участия арендодателей поставить иностранца на учет?
Здесь у работодателей возникают сложности. Они связаны во-первых с арендой квартир для иностранцев, так как, арендодатели зачастую отказываются сдавать квартиры из-за нежелания брать на себя обязанности по миграционному учету и нести соответствующую ответственность за их неисполнение. Во-вторых, с тем, что арендодатель отсутствует в городе в период, когда необходимо поставить иностранца на учет, в результате чего нарушается срок выполнения этой обязанности.
На практике выработаны три способа решения этих проблем, два из них не работают.
Первый рабочий способ следующий. Работодатель заключает договор аренды жилья для проживания иностранного работника напрямую между работодателем и арендодателем. В этом случае, по мнению Главного управления по вопросам миграции МВД, работодатель предоставляет иностранцу жилье и выступает для него принимающей стороной, то есть может сам ставить его на миграционный учет по адресу арендованного жилого или иного помещения.
Однако прежде чем выбрать этот вариант необходимо:
- посоветоваться с бухгалтерией и учесть налоговые риски, связанные с отнесением арендной платы на расходы для цели налогообложения прибыли;
- проконсультироваться с территориальным отделением МВД, в котором иностранца планируют поставить на учет, так как подходы этих отделений к решению данного вопроса часто отличаются друг от друга.
На практике используют и второй способ, который является нерабочим. Арендодатель выдает доверенности представителю работодателя на постановку на миграционный учет его иностранных работников. Однако МВД разъяснило, что так делать нельзя, поскольку передача полномочий собственника помещений, выступающего в качестве принимающей стороны, по доверенности третьему лицу законом не предусмотрена.
Третий нерабочий способ заключается в следующем . Иностранный работник сам становится на миграционный учет, если принимающая сторона по уважительным причинам не может уведомить территориальное отделение МВД о прибытии иностранца в место пребывания в соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ. Такие причины должны быть документально подтверждены. Однако, на практике этот способ не работает поскольку миграционные органы не принимают никакие документы, подтверждающие уважительные причины.
Еще одно препятствие к самостоятельной постановке иностранцем себя на миграционный учет при отсутствии в месте пребывания принимающей стороны — принимающая сторона должна подтвердить согласие на временное проживание у нее иностранного гражданина подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии. При отсутствии такой подписи миграционный учет не осуществляется.
В настоящее время МВД готовит нормативный акт с перечнем уважительных причин и процедурой постановки на миграционный учет. Возможно, после принятия этого акта у самих иностранцев появится реальная возможность вставать на учет по месту пребывания при отсутствии принимающей стороны по месту проживания иностранного гражданина.
У работодателей часто возникает вопрос: что делать с иностранцами, которых уже поставили на учет по адресу организации и что делать с иностранцами, которых поставили на учет по адресу компании до вступления в силу новых правил, нужно ли переставлять их на учет по адресу проживания? Главное управление по вопросам миграции МВД дало разъяснения следующего характера- изменения правил миграционного учета не имеют обратной силы, поэтому ранее оформленный миграционный учет сохраняет действие до тех пор, пока иностранец не совершит выезд и обратный въезд на территорию России. В этом случае нужно будет ставить его на учет уже по новым правилам.
Действия, которые работодатель — приглашающая сторона будет обязан выполнять с 16 января 2019 года
Несмотря на то что обязанности по миграционному учету переносятся с работодателей на лиц, в чьих помещениях будут проживать иностранцы, работодателям не следует выпускать этот вопрос из-под контроля. Хотя нарушение сроков постановки иностранцев на миграционный учет грозит ответственностью по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ в первую очередь принимающей стороне, на практике встречались ситуации, когда санкции применяли и в отношении иностранного работника на основании ч. 1 и 3 ст. 18.8 КоАП РФ. В таких случаях работодатель рискует лишиться иностранного работника, так как последний может быть выдворен из страны.
Работодателям стоит организовать контроль за выполнением принимающей стороной обязанностей по своевременной постановке на миграционный учет иностранных работников и сопровождающих членов семьи. Это связано с тем, что принятые изменения могут способствовать увеличению количества случаев нарушения процедуры регистрации иностранцев с риском их депортации из страны, а также создают определенные сложности с дальнейшим привлечением иностранцев к работе в России (например, при получении иностранцем разрешения на работу, патента, при оформлении визы).
С 16 января 2019 года приглашающая сторона, то есть тот, кто ходатайствует о приглашении на въезд в РФ иностранца, должна будет заботиться о соблюдении им порядка пребывания в РФ, а именно, чтобы заявленная цель въезда совпадала с осуществляемой деятельностью. Кроме того, нужно будет обеспечивать своевременный выезд приглашенного иностранца за пределы РФ по истечении срока его пребывания.
Перечень конкретных мер, которые нужно будет принять работодателю, установят постановлением Правительства, проект которого разработало
Чтобы обеспечить выполнение новых обязанностей, законодатели одновременно внесли изменения в ст. 18.9 КоАП (Федеральный закон от 19.07.2018 № 215-ФЗ).
Если принимающая сторона проигнорирует изменения, то юридическому лицу грозит штраф в размере 400–500 тыс. рублей, а директору — 45–50 тыс. рублей. При этом штрафы могут быть наложены в отношении каждого иностранца, по которому не были приняты указанные меры. Административная ответственность за невыполнение обязанностей принимающей стороны может наступить и тогда, когда иностранец не нарушит режим пребывания в РФ.
(1490)