Когда суд восстановит срок на обжалование

Когда суд восстановит срок на обжалование судебного акта

Если  вы не обжаловали судебный акт вовремя, недостаточно просто заявить ходатайство о восстановлении срока. Необходимо доказать, что  вы пропустили его по уважительной причине. В каких случаях суды идут навстречу компаниям и восстанавливают пропущенный процессуальный срок?

1.Сторону не известили о деле из-за судебной ошибки

«Стороне не дали возможность узнать о судебном деле» —  суды принимают  этот довод  и восстанавливают сроки на подачу жалобы. Например, сторону извещали по адресу, по которому он на тот момент уже не проживал и был снят с регистрационного учета. Кроме того, суд дополнительно отправил извещение по электронной почте, но не убедился, что извещение было доставлено.

Суды учитывают и другие процессуальные ошибки нижестоящих инстанций, когда восстанавливают сроки. В частности,  возможна ситуация: суд из-за загруженности сразу возвратит жалобу, которую подали поздно, хотя в ее тексте есть ходатайство о восстановлении срока. Такой акт получится отменить, поскольку суд обязан разрешить ходатайство стороны о восстановлении срока. Просто проигнорировать его суд не может. Если суд не рассмотрел ходатайство — дело вернут в апелляцию.

Суд может восстановить срок из-за ошибок не только других инстанций, но и представителей сторон. Например, бывают ситуации, когда жалобу подают непосредственно в апелляцию, а не через суд первой инстанции. В таком случае жалобу вернут. Если из-за этого сторона незначительно пропустит срок, суд восстановит его.

2. Почта не вручила участнику спора судебное письмо

Стороне следует проверить, корректно ли сработала почта, когда доставляла извещения. Если  почта допустила ошибку, удастся доказать, что именно из-за нее пропустили срок на обжалование. Для этого нужно подать запрос в почту.

Так, отделение почтовой связи обязано попытаться вручить получателю отправление. В одном из дел почта проигнорировала эту обязанность. В ответе на запрос компании указала, что ее адрес не обслуживается почтовым отделением и выдача корреспонденции может производиться, только если есть заключенные договоры с адресатами. На этом основании компания смогла восстановить пропущенный срок. Кассация согласилась: информация о том, что отделение почты не обслуживает адрес компании, была служебной. Компания не могла знать об этом из общедоступных источников и узнала об этом только после того, как получила ответ на свой запрос.

3.В банкротном споре объективно не могли обжаловать акт вовремя

В делах о банкротстве часто возникает ситуация: сторона объективно не может обжаловать судебный акт в течение месяца. Так, кредиторы банкрота и его арбитражный управляющий могут не знать о спорном судебном акте либо еще не иметь процессуальных прав, чтобы обжаловать его вовремя. Суд восстановит срок на жалобу, если компания докажет эти обстоятельства.

Кроме того, не всегда лица, чьи интересы затрагивает банкротство, действуют добросовестно. В частности, бывший руководитель должника может несвоевременно передать документы управляющему. В таком деле кассация посчитала, что управляющий не мог знать о спорном акте до того, как получил документы. Ему необходимо восстановить срок.

4.Компания по организационным причинам не могла подать жалобу

Суды не восстанавливают сроки, если их пропустили из-за внутренних организационных трудностей компании. Например, из-за кадровых перестановок, отпуска единственного юриста, смены руководителя. Однако есть исключения, когда суд все же посчитает организационные причины достаточно уважительными, чтобы восстановить срок. Так, временная нетрудоспособность единственного представителя стороны не позволила ему своевременно подать жалобу. Суд округа учел, что сам заявитель — пожилой человек, и восстановил ему срок на обжалование.

В других делах суды признавали, что срок пропустили по уважительной причине из-за того, что руководитель организации либо ее единственный участник в это время находился под стражей. Из-за этого организация фактически не могла работать.