ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРИ БАНКРОТСТВЕ
В соответствии с п.2 ст.56 ГК РФ учредители юридического лица и собственники его имущества не должны отвечать по долгам юридического лица. В свою очередь юридическое лицо не должно отвечать по долгам учредителей и собственников имущества этого предприятия.
Любое исключение из этого правила является отступлением от этого принципа. Каждый такой случай должен быть обусловлен особыми причинами, связанными с явно противоправным и умышленным поведением его участников с целью причинения вреда имущественным правам кредиторов.
Однако, в правоприменительной практике это все меньше принимается во внимание, а к юридическому лицу, находящемуся в состоянии банкротства, и к его участникам все чаще относятся как к преступникам. Конституционного Суда РФ по одному из дел указал "убыточная деятельность, а равно деятельность, в результате которой акционерное общество не способно выполнять свои обязательства перед акционерами и третьими лицами, а также налоговые обязанности и реально нести имущественную ответственность в случае их невыполнения, не соответствует его предназначению как коммерческой организации, преследующей в качестве основной цели извлечение прибыли.
Однако коммерческая организация — это не машина по извлечению прибыли, за ней стоят конкретные люди, которым свойственно ошибаться, и сбои здесь не только возможны, но и представляют собой нормальные последствия риска ведения предпринимательской деятельности.
Глава III.2 Закона о банкротстве содержит нормы о четырех видах ответственности в случае банкротства:
1) ответственность за нарушение законодательства РФ о банкротстве ;
2) субсидиарная ответственность за неподачу или несвоевременную подачу заявления должника;
3) субсидиарная ответственность контролирующих лиц за невозможность полного погашения требований кредиторов ;
4) ответственность управляющих за причинение убытков юридическому лицу – должнику.
Общим для всех этих норм является то, что речь идет о гражданско-правовой ответственности за противоправное поведение определенных лиц. Основанием ответственности является не только нарушение норм Закона и причинение убытков кредиторам или должнику, но и нарушение новой обязанности соответствующих лиц действовать с учетом интересов кредиторов, в частности не допускать действий (бездействия), которые могут заведомо ухудшить финансовое положение должника. Такая обязанность установлена для руководителя юрлица и иных его органов, а также учредителей, собственника имущества и иных контролирующих должника лиц со дня, когда они узнали или должны были узнать о признаках банкротства.
Отсюда, важнейшее условие применения любых видов ответственности, предусмотренной при банкротстве, — обязательное наличие всех элементов состава гражданского правонарушения:
- противоправное поведение определенного лица;
- наличие неблагоприятных последствий;
- причинно-следственная связь между противоправным поведением и неблагоприятными последствиями;
- вина причинителя вреда.
Привлеченное к субсидиарной ответственности лицо всегда имеет право обратного требования (регресса) к должнику по делу о банкротстве в размере выплаченной суммы. Регрессные требования субсидиарного должника к основному удовлетворяются после всех других требований, включенных в реестр требований кредиторов, и требований, подлежащих удовлетворению после требований, включенных в такой реестр.
Глава III.2 Закона о банкротстве четко устанавливает, что по любым видам субсидиарной ответственности заявления могут подаваться как в процессе о банкротстве, так и после его завершения и ликвидации должника. Особенности рассмотрения дел как до, так и после завершения дела о банкротстве, к разным видам субсидиарной ответственности, регулируются разными статьями Закон. Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано в течение 3-х лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом) и не позднее десяти лет со дня, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности. Если лицо, имеющее право на подачу заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующего основания после завершения конкурсного производства, заявление может быть подано не позднее трех лет со дня завершения конкурсного производства, но не позднее десяти лет со дня, когда имели место действия (бездействие), являющиеся основанием для привлечения к ответственности.
Лицо, привлекаемое к ответственности, обязано представить отзыв на заявление. В случае непредставления отзыва по неуважительными причинам, или в случае «явной неполноты возражений относительно предъявленных к нему требований по доводам, содержащимся в заявлении» бремя доказывания отсутствия оснований для привлечения к субсидиарной ответственности может быть возложено арбитражным судом на лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности.
Арбитражный суд должен вынести определение об оставлении заявления о привлечении к ответственности без движения, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству установит, что оно не содержит сведений, позволяющих «с минимально необходимой степенью достоверности сделать обоснованные предположения» о том, что ответчик является контролирующим лицом.
Однако имеется существенная разница между основаниями ответственности и основаниями признания лица контролирующим. От истца, в отличие от ответчика, Закон не требует при подаче заявления подтверждать основания ответственности. Кроме того, формулировки о «минимально необходимой степени достоверности» соответствующих сведений оставляют простор для творчества судей.
Суд может наложить арест и принять иные обеспечительные меры не только в отношении имущества субсидиарного должника, но и иных лиц, в отношении которых ответчик является контролирующим лицом в силу владения более 50 процентов уставного капитала либо в силу обладания правом назначения руководителя этих лиц. Вместо того чтобы налагать арест на имущество ответчика (принадлежащие ему акции (доли) в подконтрольных юридических лицах), Закон предоставляет суду возможность арестовывать активы самих этих юридических лиц, что может привести к целому ряду негативных последствий, в т.ч. к необоснованному воспрепятствованию деятельности этих лиц, обвалу курса акций, принадлежащих в этих юридических лицах субсидиарному должнику, и, как следствие, причинению убытков кредиторам в деле о банкротстве основного должника, т.к. стоимость конкурсной массы уменьшится.
Законом, по сути, установлен приоритет дела о банкротстве должника перед делом о банкротстве контролирующего должника лица: привлечение к ответственности контролирующего должника лица может иметь место только в деле о банкротстве самого должника и не может быть передано на рассмотрение в дело о банкротстве контролирующего лица.
Кредиторы привлекаются в дело о банкротстве должника в качестве третьих лиц на стороне лица, несущего субсидиарную ответственность. Требование о привлечении к субсидиарной ответственности, заявленное в таком процессе, включается арбитражным управляющим в реестр требований кредиторов в деле о банкротстве контролирующего лица, после чего его рассмотрение в этом деле приостанавливается до вынесения окончательного судебного акта (апелляционным судом) в процессе о привлечении к субсидиарной ответственности. Средства, вырученные от реализации имущества контролирующего должника лица, за исключением средств, полученных от реализации предмета залога, не подлежат распределению среди кредиторов контролирующего лица.
Закон предусматривает возможность заключения соглашения между кредитором и лицом, привлекаемым к ответственности, которое является разновидностью мирового соглашения. При этом установлено требование, чтобы условия соглашения единогласно были одобрены всеми лицами на стороне лица, подавшего заявление о привлечении к ответственности. По письменному согласию отдельного кредитора в соглашение допускается включать положения о прекращении обязательств ответчика путем прощения всего долга или его части и (или) понижения очередности исполнения требований такого кредитора.
Закон закрепляет общая обязанность раскрывать информацию о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности путем включения ее в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве
После завершения конкурсного производства и ликвидации юридического лица взыскание в пользу конкурсной массы невозможно, но тот же экономический результат достигается посредством взыскания убытков в пользу конкретных кредиторов. Отсюда вытекает и взаимозаменяемость любых требований об ответственности, предусмотренных гл. III.2 Закона и требований о возмещении убытков, причиненных членами органов управления.
(426)