Ответственность водителей мопедов, скутеров и квадроциклов
За последние годы у граждан нашей страны сильно возросла популярностью мопедов, скутеров и квадроциклов. У многих возникает вопрос: каково правовое регулирование этив видом транспортных средств?
В соответствии с п. 1.2 ПДД мопед — это двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 и менее 4 кВт.
Скутеры наравне с мотороллерами и мопедами входят в отдельную категорию мотоциклов (ОК 034–2014 (КПЕС 2008), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст; ОК 013–2014 (СНС 2008), принят и введен в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст). Вместе с тем в отличие от мотоциклов, относящихся к категории, А, скутеры вместе с мопедами и легкими квадрициклами относятся к категории М (п. 1 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон № 196 ФЗ), приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408, приложение к письму Минобрнауки России от 01.08.2014 № АК-2131/06).
К мопедам и скутерам приравниваются и квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики. Понятие квадрицикла раскрыто в решении Комиссии Таможенного союза. Кроме них, к категории L «Мототранспортные средства» относятся мопеды, двухколесные мотовелосипеды, легкие мотоциклы типа «мокик», двухколесные скутеры.
Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза „О безопасности колесных транспортных средств“ (вместе с „ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств“)».
Для управления транспортным средством категории М необходимо иметь водительское удостоверение, подтверждающее право управления транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий (п. 7 ст. 25 Закона № 196 ФЗ; п. 2.1.1 ПДД, утв. постановлением Правительства от 23.10.1993 № 1090).
Квадрициклы следует отличать от квадроциклов (мотовездеходов), для управления которыми нужны иные права управления. Под квадроциклами в соответствии с ГОСТ Р 52008–2003 понимаются мототранспортные внедорожные четырехколесные транспортные средства с шинами, внутреннее давление которых не более 6,9 кПа, имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенные для передвижения только одного человека (водителя) вне дорог общего пользования. Рабочий объем двигателя квадроциклов (мотовездеходов) — менее 50 куб. см.
Таким образом, квадроцикл (снегоболотоход, мотовездеход) является самоходной машиной, управление которой допускается при наличии удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), подтверждающего наличие специального права подкатегории «А1».
В судебной практике по административным и уголовным делам мопеды, скутеры, квадроциклы и схожие по характеристикам устройства признаются транспортными средствами. ВС РФ не раз отмечал, что характеристики транспортного средства, указанные в примечании к ст. 12.1 КоАП, относятся только к применению этой статьи в случае управления транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра. В целях применения других статей гл. 12 КоАП под транспортными средствами понимаются также иные транспортные средства, на управление которыми необходимо специальное право.
Судебная практика также изобилует решениями, в которых суды приходят к выводу о том, что квадроциклы приравниваются к мопедам. Впрочем, в этих решениях суды ошибочно указывают на квадроциклы со ссылкой на абз. 12 п. 1.2 ПДД, поскольку в ПДД речь идет только о квадрициклах, схожих по характеристикам с мопедами и предназначенных для движения по дорогам общего пользования. То есть, не всегда суды отличают квадрициклы от квадроциклов, для управления которыми нужна своя подкатегория водительского удостоверения («А1»).
(1)