Разрешение споров по ОСАГО с 01.06.2019 года
Многие граждане еще не знают, что с 01.06.2019 года начали действовать поправки в ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» ( ОСАГО.) Главная суть изменений заключается в том, что теперь до обращения в суд с иском к страховщику на сумму до 500 000 рублей потерпевший должен обратится к финансовому уполномоченному ( омбудсмену). Теперь он разбирает споры между владельцами транспортных средств и страховыми компаниями. Решения, которые принимает финансовый уполномоченный, обязательны для исполнения, страховыми компаниями, однако они могут быть оспорены в суде. Решение омбудсмена может обжаловать и автомобилист.
Для автовладельцев Обращение к омбудсмену для автовладельцев бесплатное, но страховые компании должны будут оплатить работу омбудсмена, если его решение будет в пользу владельца ТС. Размер гонорар, составляет 45 000 рублей. В случае самостоятельного урегулирования спора сторонами во время рассмотрения жалобы омбудсменом страховая обязана выплатить гонорар в размере от 7500 до 30 000 рублей.
Таким образом, если автовладелец не согласен с размером страховой выплаты, либо ему будет отказано в выплате страхового возмещения владелец ТС должен сначала написать претензию страховщику. Претензия составляется по форме, утвержденной финансовым омбудсменом
Если со дня нарушения прав автомобилиста прошло не более 180 дней, и претензия составленная в установленной форме была направлена н в страховую компанию в электронном виде в течении 180 дней со дня нарушения прав автовладельца, то страховая компания обязана дать мотивированный ответ на нее в течение 15 рабочих дней. Если претензия страхователя была представлена в другом виде, то страховая компания должна ответить в течении 30 дней.
Если ответ страховой автовладельца не устроил либо ответ в установленный строк не поступил то он может обратиться к омбудсмену путем подав документы в электронном виде через личный кабинет на сайте финансового омбудсмена, или отправить их по почте по адресу: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., д. 3, АНО «СОДФУ».
Финансовый омбудсмен обязан рассмотреть обращение в течение 15 рабочих дней и направить заявителю и страховой свое решение. Срок принятия решения может быть продлен еще на 10 дней, если будет назначена независимая экспертиза.
И только после получения решения Финансового омбудсмена страховая и автовладелец могут обратиться в суд с жалобой об оспаривании этого решения. Такая жалоба подается в суд общей юрисдикции, который и разрешит спор относительно выплаты страхового возмещения.
Изменения в закон только начали действовать и пока не совсем понятно, как установленный законом порядок будет работать. Возможно, страховые компании будет добровольно выполнять решению омбудсмена, а возможно будут их регулярно обжаловать. Неизвестно пока как быть со штрафными санкциями, предусмотренные Законом « О защите прав потребителей» такими как потребительский штраф в размере 50%, неустойка за просрочку выполнения законных требований потребителей, а так же взыскания компенсации морального вреда.
Предполагается, что с принятием такого порядка несколько снизится нагрузка на суды. Однако, может получиться и наоборот. Нагрузка на суды может увеличиться за счет жалоб на решения омбудсмена. Кроме этого, следует учитывать, что срок досудебного урегулирования увеличивается, и в случае оспаривания с решения омбудсмена потребитель будет значительно дольше добиваться выплат от страховой компании.
(1186)