СОЦИАЛЬНЫЙ И ИМУЩЕСТВЕННЫЙ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ

СОЦИАЛЬНЫЙ И ИМУЩЕСТВЕННЫЙ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать налоги. В то же время согласно ст. 219 и 220 НК РФ налогоплательщики в отдельных случаях имеют право на получение социальных и имущественных налоговых вычетов.
Положения о налоговых вычетах предоставляют налогоплательщику право либо возвратить уплаченный налог, либо уменьшить сумму налога, причитающегося к уплате. Вышеуказанное свидетельствует, что единого подхода к правовой природе института налоговых вычетов в настоящее время еще не сформировано.

Социальный и имущественный налоговые вычеты обладают всеми признаками налоговой льготы, поскольку: 1) они предусмотрены налоговым кодексом;
2) предоставляют преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере.

При этом тот факт, что сумма правильно исчисленного и уплаченного налогоплательщиком налога возвращается налогоплательщику, не изменяет льготный характер налогового вычета.

Отсюда, социальный и имущественный налоговые вычеты — это вид налоговой льготы, которая по основаниям, установленным НК РФ, предоставляет возможность возвратить из бюджета правомерно уплаченный налог или уплатить налог в меньшей сумме.
Право на налоговый вычет не абстрактная категория, а личное и неотъемлемое право носителя этих прав (субъективное право). Носителем субъективных прав в рассматриваемом случае являются налогоплательщики. Право привязывается к конкретному субъекту правоотношений, т.е. носит субъективный характер и вытекает из возможности реализации права.
Соответственно, право на получение налогового вычета является субъективным правом налогоплательщика. Только сам налогоплательщик решает, воспользоваться ему своим правом или нет.

Однако для того, чтобы воспользоваться правом на налоговый вычет, налогоплательщику необходимо соблюсти ряд условий, предусмотренных налоговым законодательством.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что субъективное право налогоплательщика на налоговый вычет — это:
— мера действительного и возможного (дозволенного) поведения, имеющая определенные границы его осуществления;
— право на собственные юридические действия, обеспеченное соответствующими обязанностями налоговых органов;
— право требования от государства предоставления налогового вычета.

Функции налоговых вычетов не тождественны функциям налога. Однако и иметь функции, отличные от общих функций налогов, налоговые вычеты не могут, поскольку, прежде чем применить налоговый вычет, изначально должен быть правильно исчислен именно «налог».

Санкционируя налоговый вычет, государство распоряжается своей собственностью, а не собственностью налогоплательщика, в частности, той частью имущества налогоплательщика, которая предназначена к уплате в бюджет в виде налога и которая только в конечном итоге становится собственностью налогоплательщика. Соответственно, государство передает налог на поддержку финансового состояния налогоплательщика путем предоставления социального и/или имущественного налогового вычета. При этом регулирующая функция налогов как раз и заключается в том числе в предоставлении налоговых льгот.

Нормы НК РФ о налоговых вычетах претворяются в реальную жизнь и воплощаются в реальных конкретных деяниях налогоплательщиков.

Социальный налоговый вычет и порядок его применения регламентируются ст. 219 НК РФ, а имущественный налоговый вычет — ст. 220 НК РФ.
Социальный и имущественный налоговые вычеыт — это две самостоятельные льготы. Данные налоговые вычеты на первый взгляд независимы, поскольку представление одного вычета не исключает получение другого вычета. Однако при более детальном рассмотрении можно увидеть иное.
В практике возможна ситуация, когда у налогоплательщика в налоговом периоде возникает право одновременно и на социальный, и на имущественный налоговые вычеты. А поскольку налогоплательщик самостоятельно должен решать, применять или не применять вычет, риск неоптимального применения положений о налоговых вычетах полностью ложится на налогоплательщика.

Можно выделить две особенности применения налоговых вычетов, закрепленные в НК РФ.

1. Налогоплательщик может не использовать полностью имущественный налоговый вычет и перенести его на последующий налоговый период, в то время как возможность использования социального вычета ограничена тем налоговым периодом, в котором у налогоплательщика возникло право на его получение.

2. По общему правилу налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.
Однако имущественные налоговые вычеты по таким расходам, как:
— на новое строительство либо приобретение жилых домов, квартир и т.д. ;
— на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение жилья,
могут быть предоставлены налогоплательщику и до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты налоговым органом.

До 1 января 2016 г. социальные налоговые вычеты, за исключением вычетов по расходам, перечисленным в пп. 4, 5 п. 1 ст. 219 НК РФ, предоставлялись только при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.

С 1 января 2016 г. социальные налоговые вычеты в сумме, уплаченной налогоплательщиком за обучение в образовательных учреждениях (пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ) и за медицинские услуги (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ), могут быть предоставлены так же, как имущественные, — и до окончания налогового периода.

На практике это означает, что налогоплательщик:
— либо представляет в налоговый орган налоговую декларацию с указанием налоговых вычетов по окончании налогового периода;
— либо в течение налогового периода подает в налоговый орган необходимые документы. Налоговый орган выдает налогоплательщику уведомление, подтверждающее право налогоплательщика на налоговый вычет. Налогоплательщик представляет этот документ своему работодателю, который не удерживает налог на доходы физических лиц с доходов, получаемых налогоплательщиком, в текущем налоговом периоде.

Отсюда,, налогоплательщик может получить налоговый вычет как после, так и до окончания налогового периода.

Граждане посредством применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц частично компенсирует свои расходы, что в целях эффективного распоряжения предоставленным правом побуждает его осуществлять налоговое планирование.

Таким образом, налоговое планирование налоговых вычетов можно определить как деятельность налогоплательщика по использованию субъективного права на налоговые вычеты с целью оптимального их применения.

Из сказанного можно сделать вывод, что налогоплательщик вправе выбирать наиболее выгодный для себя порядок использования налоговых вычетов. Такие действия, даже если они повлекут неуплату налога либо уменьшение его суммы, не могут признаваться неправомерными.

Возможны две ситуации:
1.Получение налогового вычета по окончании налогового периода,
2. Получение налогового вычета после окончания налогового периода.

Использование права на социальный и имущественный налоговые вычеты по окончании налогового периода посредством подачи в налоговый орган налоговой декларации.

В случае, когда налоговые вычеты заявляются в налоговой декларации по итогам налогового периода, налогоплательщику сначала необходимо установить итоговую сумму налога на доходы физических лиц, уплаченную им в истекшем налоговом периоде. Потом исчислить раздельно сумму социального и сумму имущественного налогового вычета. Далее суммы вычетов соотнести с уплаченной суммой налога на доходы физических лиц.
Если общая сумма социального и имущественного налоговых вычетов не превысит сумму налога на доходы физических лиц, уплаченного налогоплательщиком в налоговом периоде, то вопросов не возникает, т.к. вся сумма налога будет полностью возвращена налогоплательщику.
Если же общая сумма социального и имущественного налоговых вычетов превысит сумму налога на доходы физических лиц, то наиболее выгодный выбор налогоплательщика — это использовать социальный налоговый вычет по максимуму, а остаток имущественного налогового вычета перенести на следующий налоговый период, т.к., в отличие от имущественного, возможность переноса социального налогового вычета на последующий налоговый период НК РФ не предусмотрена.
Таким образом, налоговое планирование в данной ситуации будет заключаться в определении налогоплательщиком, какой налоговый вычет и в каком размере использовать по окончании налогового периода.

Использование налогового вычета до окончания налогового периода

Инфляция, недостаток средств, экономическая нестабильность побуждают налогоплательщика искать наиболее выгодные способы сохранения своего финансового состояния. К одному из таких способов можно отнести использование права на социальный и имущественный налоговые вычеты до окончания налогового периода.
Налогоплательщик, ориентируясь, к примеру, на перенесенный остаток имущественного налогового вычета, может в начале следующего налогового периода заявить право на него и в течение налогового периода его использовать.
Однако такие расходы налогоплательщика, как суммы, уплаченные за медицинские услуги, зачастую не всегда бывают плановыми и могут возникнуть внезапно. И в практике не исключена ситуация, когда использование имущественного налогового вычета до окончания налогового периода ограничит, а в ряде случаев и вообще исключит возможность использования социального налогового вычета, поскольку вся сумма налогового вычета будет выбрана налогоплательщиком применением имущественного налогового вычета.
Данную ситуацию налогоплательщику следует иметь в виду при использовании налогового вычета до окончания налогового периода.

Таким образом, использование налогового вычета до окончания налогового периода, с одной стороны, дает возможность налогоплательщику сохранить свои денежные средства, с другой — затрудняет возможность использования иных налоговых вычетов. Налоговое планирование в данном случае будет заключаться в том, что при решении, использовать или нет налоговый вычет до окончания налогового периода, налогоплательщику необходимо учесть возможное появление в налоговом периоде права на иные налоговые вычеты.
Таким образом:
— социальный и имущественный налоговые вычеты — это налоговые льготы, которые по основаниям, установленным НК РФ, предоставляют возможность возвратить из бюджета правомерно уплаченный налог или уплатить налог в меньшей сумме;
— право на получение налогового вычета является субъективным правом налогоплательщика. Только сам налогоплательщик решает, воспользоваться ему своим правом или нет;
— посредством применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик частично компенсирует свои расходы, что в целях эффективного распоряжения предоставленным правом побуждает его осуществлять налоговое планирование