Возмещение вреда причиненного ОРМ

Возмещение вреда причиненного ОРМ

 Оперативные сотрудники правоохранительных органов очень части нарушают закон при проведении ОРМ и наносят значительный ущерб гражданам и юридическим лицам. Последние имеют  полное право требовать по суду возмещения ущерба и компенсации морального вреда.  Особенно это актуально для субъектов предпринимательской деятельности.  Понятие предпринимательской деятельности дано в ст.164 УПК РФ.

Чаще всего интересы ИП  нарушаются при проведении обследования помещений,  участков местности и транспортных средств, зданий и сооружений. Оперативные сотрудники  изымают у предпринимателей документы, оргтехнику,  продукцию и товары, что приводит к полной парализации коммерческой  деятельность  на длительное время и к убыткам.

Статья 5 Закон РФ«Об оперативно-розыскной деятельности» ( Закон об ОРД) гласит, что в случае   нарушении органом  либо должностным лицом, осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физлиц, и юрлиц вышестоящий орган, прокурор либо судья  обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда. Однако, на практике здесь возникают сложности, поскольку процедура восстановления прав и возмещения вреда причиненного ОРМ, в законодательстве четко не регламентирована. В частности неясно , в каком судебном порядке это должно происходить?

Учитывая государственно-властный характер правоохранительных органов  осуществляющих ОРД, обжаловать их действия (бездействие) и решения следует  в рамках административно-юрисдикционного процесса и прокурорского надзора, а не в суде.

Если разрешать эту проблему в суде, то она должна разрешаться в рамках административного процесса, а в предусмотренных законом случаях в порядке УПК РФ.

Однако, поскольку  неотчуждаемые права и свободы человека, другие нематериальные блага охраняет гражданское законодательство то вопрос о возмещении вреда от ОРМ должен разрешаться в порядке искового производства.

По всей видимости, рассматривать такие  споры следует  в едином процессе.

КС РФ в определении от 14.07.1998 №  86-О и Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 10.02.2009 №  13. Дано разъяснение, что  в порядке уголовного судопроизводства должны обжаловаться лишь те ОРМ, которые связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу. Во всех остальных случаях споры рассматриваются в административном процессе.

Однако КАС этого не предусматривает. В соответствии с ч.4 ст.1 КАС РФ.

в порядке административного судопроизводства не рассматриваются, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции КС РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде РФ, судах общей юрисдикции.

По смыслу этой нормы нельзя рассматривать гражданско-правовые требования, вытекающие из административных правоотношений.     Анализ судебной практики говорит о невозможности предъявления и рассмотрения в рамках КАС такого гражданского иска .

В арбитражном процессе, дело обстоит иначе, есоли потерпевшими являются юрлица, так как обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия госорганом и его должностным лицом оспариваемых действий (бездействия) и решений, возлагается на госорган ( должностное лицо).

Кроме того, требование публичного характера и требование частного гражданско-правового характера о возмещении вреда, на основании  ст.1069 ГК РФ, могут объединяться в одном исковом заявлении, при условии, что  они связаны между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам и к участию в деле привлечены соответственно государственный орган, должностные лица этих органов. Это утверждение подтверждается сложившейся арбитражной практикой в стране.

В судах общей юрисдикции ситуация другая, так как  бремя доказывания в них распределяется по иному. При удовлетворении требований пострадавшего суды общей юрисдикции взыскивают и  судебные расходы.

Так, отличием административного судопроизводства  В отличие от гражданского  судопроизводства административно предоставляет преимущественное право суда по формированию предмета доказывания. Здесь суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, он может по собственной инициативе истребовать доказательства и назначить судебную экспертизу.

Отсюда, административное судопроизводство в большей степени способно обеспечить защиту прав граждан в таких спорах. Однако, как указано выше, ныне действующая редакция КАС  не позволяет судам общей юрисдикции рассматривать дела данной категории в рамках КАС.