Фиктивная регистрация иностранных граждан в разъяснениях Верховного Суда
Правовые вопросы фиктивной регистрации по месту жительства рассмотрены в Постановлении Пленума ВС РФ № 18 09.07.2020 года.
В соответствии с п. 13 этого постановления раскрыта объективная сторона этого преступления. Ее образует фиксация сведений о месте жительства или месте пребывания гражданина РФ, иностранного гражданина или лица без гражданства в следующих случаях:
1.представленные сведения и документы имеют ложный характер;
2.у данных лиц нет намерения проживать (пребывать) по соответствующему адресу;
3.собственники, наниматели помещения или другие лица, которые выступают принимающей стороной для иностранных граждан или лиц без гражданства, не намереваются предоставлять помещение для проживания (пребывания).
Статья 322.3 УК также охватывает случаи, в которых субъекты преступления не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность.
Субъектами данного преступления в первую очередь ВС называет сотрудников органов регистрационного (миграционного) учета. Они несут ответственность, если зарегистрировали (поставили на учет), будучи осведомленными о недостоверности (ложности) представленных для регистрации или постановки на учет сведений или документов либо о наличии иных обстоятельств, препятствующих регистрации (постановке на учет).
Процедура регистрации (постановки на учет) по месту жительства (месту пребывания) основана на сведениях, о ложности которых сотрудники регистрационных (миграционных) органов во многих случаях не осведомлены. Поэтому в круг субъектов данных преступлений ВС включает собственников или нанимателей соответствующего жилого помещения, уполномоченных ими лиц, руководителей или иных уполномоченных работников (членов) организаций, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства в установленном порядке не осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность, либо иных лиц, действующих от их имени. Преступление может совершаться и совместно сотрудниками органов регистрационного (миграционного) учета и лицами, которые представляют указанные сведения.
В п. 14 Постановления № 18 ВС подчеркнул, что преступление, предусмотренное названной нормой УК, совершаются исключительно с прямым умыслом. Он предполагает, что лицо осведомлено о фиктивном характере регистрации.
Согласно позиции Пленума, изложенной в п. 15 Постановления № 18, фиктивная регистрация одновременно двух или более лиц, если она охватывается единым умыслом, образует одно преступление.
В п. 17 ВС РФ уточняет, что считается способствованием раскрытию такого преступления, как фиктивная регистрация. Речь идет об одном из ключевых условий освобождения от уголовной ответственности, которые указаны в примечании к ст. 322.2 УК РФ и в п. 2 примечаний к ст. 322.3 УК РФ.
Под таким способствованием понимаются действия лица как до возбуждения уголовного дела, так и после этого по оказанию содействия в установлении органами предварительного расследования времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления, участия в нем самого лица, а также в изобличении соучастников.
Это разъяснение имеет большое значение для единообразного толкования соответствующего понятия на практике, так как в примечаниях к ст. 322.2 и 322.3 УК РФ в отличие от ряда других норм УК не упоминается способствование расследованию преступления. Это может приводить к узкой трактовке рассматриваемых примечаний — в контексте оказания помощи исключительно до возбуждения уголовного дела. Однако такое узкое понимание способствования раскрытию преступления практически полностью исключило бы применение специальных условий освобождения от уголовной ответственности лиц, которые совершили преступление. На практике суды преимущественно более широко трактуют способствование раскрытию преступления, что и было учтено Пленумом ВС.
Одновременно ВС подчеркнул, что вопрос о наличии либо об отсутствии основания для освобождения лица от ответственности в соответствии с примечанием к ст. 322.2 УК или п. 2 примечаний к ст. 322.3 УК по каждому делу суду нужно разрешать в зависимости от характера, содержания и объема осуществленных лицом действий, а также их значения для установления обстоятельств преступления и изобличения лиц, его совершивших. При этом суд должен мотивировать свое решение.
Если суд освободил лицо от ответственности за совершение преступления на основании примечаний к этой норме УК, это не препятствует привлечению его к уголовной ответственности за совершенные иные незаконные действия, если таковые подлежат самостоятельной квалификации (например, если это лицо также подделало паспорт гражданина в целях его использования).
Пункт 18 ППВС РФ ориентирует суды на исследование вопроса о возможной малозначительности действий, связанных с организацией незаконной миграции без квалифицирующих признаков либо с фиктивной регистрацией (постановкой на учет) по месту жительства (месту пребывания). Суд должен принимать во внимание, мотив и цель, которыми руководствовался обвиняемый (подсудимый), его отношения с лицом, в связи с которым он нарушил закон. Например, вопрос о применении положений ч. 2 ст. 14 УК РФ актуален при правовой оценке фиктивной регистрации по месту жительства близкого родственника.
В п. 19 Постановления указывается, что судам необходимо выявлять обстоятельства, которые способствовали совершению преступления.
Таким образом, организация незаконного пребывания в России иностранца или лица без гражданства, которая заключается исключительно в фиктивной регистрации или постановке на учет данных лиц по месту жительства или по месту пребывания, квалифицируется только по ст. 322.2 или 322.3 УК РФ.
Вопрос малозначительности деяния, в частности, актуален при правовой оценке фиктивной регистрации по месту жительства близкого родственника.
(3)