Формирования списков кандидатов в присяжные

Формирования списков кандидатов в присяжные

Пленум Верховного Суда РФ принял постановление от 13.02.2018 № 5 «О применении судами некоторых положений Федерального закона „О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации“. Названное постановление было вызвано принятием  изменений в уголовно-процессуальном законодательстве, которые вступили в силу с 01.06.2018 года.    

Федеральный закон о присяжных заседателях регулирует прежде всего порядок составления списков кандидатов в присяжные заседатели для всех судов, в которых уголовные дела должны рассматриваться с участием присяжных заседателей. Теперь  названным Законом предусмотрен несколько иной порядок формирования списков кандидатов в присяжные заседатели для районных судов, гарнизонных военных судов, областных и равных им судов, окружных (флотских) военных судов.

Районные суды  используют списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, которые составили, утвердили и направили им исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ, которые будут использовать областные и равные им суды,  составляют высшие исполнительные органы власти субъекта РФ на основании списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований.

Следовательно вначале соответствующие органы власти составляют списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, а уже на основании этих списков — списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ и округов. В последние не могут попасть граждане, которые не были включены в список кандидатов муниципальных образований. Все изменения и дополнения в списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ и округов могут вноситься только на основании изменений и дополнений, внесенных в списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований.

Граждане, которые уже включены в состав коллегии присяжных заседателей (принявшие присягу в соответствии со ст. 332УПК) до 01.06.2018 на основании старых списков и участвующие в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела областным или равным ему судом, сохраняют свои полномочия до окончания рассмотрения этого дела. Такие разъяснения даны в п.1 и 2 названного постановления Пленума.

Однако, на практике далеко не у всех районных судов территория, на которую распространяется их юрисдикция, совпадает с территорией муниципального образования. В п.п. 6-7 Постановления дано разъяснение, что в такой ситуации, а именно когда:

  1. На территории одного муниципального образования действует несколько районных судов.
  2. Юрисдикция одного районного суда распространяется на несколько муниципальных образований.
  3. Районный суд расположен на территории одного муниципального образования, а его юрисдикция распространяется на территорию другого муниципального образования,

кандидатов в присяжные заседатели отбирают из числа граждан, постоянно проживающих на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда.

В п. 7 Постановления ВС разъяснил, что в случаях, когда юрисдикция районного суда распространяется на несколько муниципальных образований, основной список кандидатов в присяжные заседатели направляется в районный суд главой каждого муниципального образования.

Отсюда, в районном суде будет несколько основных списков. Они не могут объединяться в один (единый) список и должны применяться каждый самостоятельно: в зависимости от того, на территории какого муниципального образования совершено преступление, будет применяться список кандидатов в присяжные заседатели именно этого муниципального образования.

В случаях, когда районный суд расположен на территории одного муниципального образования, а его юрисдикция распространяется на территорию другого муниципального образования, список кандидатов в присяжные заседатели составляет исполнительно-распорядительный орган того муниципального образования, на территорию которого распространяется юрисдикция суда.

В п.4   Постановления разъяснено, что округ может быть образован из нескольких муниципальных образований, как имеющих общие границы, так и не граничащих между собой. Другими словами, по закону необязательно, чтобы включенные в состав округа муниципальные образования имели общие границы. То есть самое главное обеспечить необходимую численность населения для отбора кандидатов в присяжные заседатели.

Высший исполнительный орган власти субъекта РФ при образовании округа составляет единый для всего округа список кандидатов в присяжные заседатели, включая в него необходимое для работы соответствующих районных судов число граждан, постоянно проживающих на территории муниципальных образований, входящих в округ. Следователь все районные суды, расположенные в округе, при рассмотрении конкретного уголовного дела отбирают кандидатов в присяжные заседатели из единого списка, в который включены не только граждане, постоянно проживающие на юрисдикционной территории данного суда, но и постоянно проживающие на территории других муниципальных образований, входящих в округ, на которые распространяется юрисдикция других районных судов.

                              ЗАПАСНЫЕ СПИСКИ

Для таких списков действует единое правило — запасной список кандидатов в присяжные заседатели для каждого суда формируется из числа граждан, проживающих на территории муниципального образования, где постоянно находится соответствующий суд. Исключением являются случаи, когда юрисдикция районного суда не распространяется на территорию муниципального образования, в котором он расположен. В этих случаях  запасной список будет формироваться из числа граждан, проживающих на территории муниципального образования, на которую распространяется юрисдикция соответствующего районного суда.

В п. 3 Постановления Пленум ВС РФ разъяснено, что председатели областных и равных им судов обязаны вносить в высший исполнительный орган субъекта РФ представление о числе кандидатов в присяжные заседатели, необходимом для работы всех федеральных судов общей юрисдикции, действующих на территории субъекта, кроме военных судов...

Согласно новому порядку формирования списков граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ, образованных в соответствии с Законом округов, а также окружного (флотского) суда, не исключаются из списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований. При этом нужно соблюдать требование о том, что одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза, в том числе в судах различных уровней