Как  добиться возбуждения дела при телефонном мошенничестве

Как  добиться возбуждения дела при телефонном мошенничестве

В настоящее время атаки телефонных мошенников участились многократно. Законодатель стал активно, принимать определенные превентивные меры, против такого рода мошенничества внося изменения в банковское и иное законодательство. Однако, по-прежнему возбуждение уголовных дел и привлечение телефонных мошенников к уголовной ответственности являются условием для возвращения похищенных  денежных средств, получения страховых выплат.

Анализ следственной практики показывает, что в большинстве случаев схема хищения следующая. По мобильной  телефонной связи либо через мессенджеры  мошенники обращались к потерпевшим гражданам, выдавая себя за представителей банков, представителей государственных органов и обманным путем побуждали их  предоставить  сведения о себе или организации, в которой они работают, совершить определенные действия финансового характера.

Действия злоумышленников  в таких случаях квалифицируются по  ч. 2 ст. 272 УК РФ — неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации,  и (или) по  ст. 137 УК РФ — нарушение неприкосновенности частной жизни. Кроме того, в большинстве  случаев действия виновных так же квалифицируют как покушение на мошенничество либо иные преступления, которые не были доведены до конца по независящим от посягающего лица обстоятельствам. То есть, злоумышленники  несут уголовную ответственность, даже если  материальный ущерб потерпевшим не был причинен.

В связи с хищением денег  граждане, как правило, обращаются в полицию с соответствующим заявлением по месту жительства. Оперативные сотрудники полиции собирают проверочный материал, а затем, во многих случаях, по надуманным основаниям, выносят постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Прокуроры в рамках надзора за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, либо по жалобе потерпевших,  отменяют постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и назначают дополнительную проверку. Однако дополнительная проверка, как правило, заключается лишь в отобрании  дополнительных объяснений, а после этого повторно выносят постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Зачастую о вынесении  повторных постановлений заявители не извещаются и копии постановлений не направляются.

То есть, если заявления о совершении вышеуказанных преступлений поступают от граждан, которым материальный ущерб причинен не был, либо он был не существенным, то работа по их проверке с привлечением оперативных работников, следователей и экспертов-криминалистов не проводится, методы ОРД и цифровой криминалистики не применяются, следы преступлений не фиксируются, предварительное расследование не осуществляется.

В связи с этим стоит гражданам можно  рекомендовать следующее:

  1. Заявление о телефонном мошенничестве направлять в тот отдел или то отделение органов внутренних дел, на территории обслуживания которых проживает пострадавший. Если заявление было рассмотрено в вышестоящем органе внутренних дел или в специализированном подразделении, то можно подготовить второе заявление на основе первого, включить туда эти доводы и направить оба заявления одновременно по своим адресам. При этом следует рассматривать первое заявление как основное, а второе — как дополнительное, на которое не нужно возлагать большие надежды, но оно может увеличить шансы на успех.
  2. Если в момент совершения преступления потерпевший находился не по месту своего жительства, то помимо заявления, адресованного в ОВД по месту жительства, можно подготовить дополнительное заявление и направить его по месту временного пребывания и факт нахождения в момент совершения преступления по определенному адресу, отразить в заявлении.
  3. Адресованное по месту жительства заявление, стоит доставить туда лично. В этом случае нужно быть готовым к взаимодействию с оперативным работником и  дежурным следователем. Таким образом будет обеспечено максимально быстрое реагирование на заявление о телефонном мошенничестве и его регистрация.
  4. Даже если ущерб вам причинен не был, лучше все же незамедлительно подать заявление в полицию и добиваться возбуждения уголовного дела, поскольку преступники в ходе общения с вами оперировали вашими персональными данными, на основе которых и строится мошенническая схема. Отсюда, гражданин заинтересован в обнаружении места утечки этих данных и пресечении их дальнейшего распространения.

Как показывает практика, если потерпевший проявит настойчивость, то с большей степенью вероятности ему удастся добиться возбуждения уголовного дела.

  1. Постановления об отказе в возбуждении по заявлению потерпевших следует обжаловать в органы прокуратуры в порядке ст. 124 УПК РФ. Перепрыгивать через голову и направлять жалобу вышестоящему прокурору не следует так как согласно установленному порядку, обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки изложенных доводов с установлением контроля либо без такового.

Если  вашу жалобу  не удовлетворит  заместитель прокурора района, повторную жалобу нужно направлять в ту же прокуратуру, но прокурору района.

  1. Если при рассмотрении первичной жалобы будут вопиющие нарушения, то можно обратиться с жалобой в вышестоящую прокуратуру приведя в ней свои доводы и просить об установлении контроля за своим обращением.
  2. Можно подать заявление в органы ФСБ, но если для этого есть конкретные доводы, например, иностранный след, террористический след, угроза экономической безопасности и т.д.). Такие доводы нужно обязательно изложить в заявлении.
  3. Для того, чтобы избежать опасного посягательства лучше не отвечать на вызовы с неизвестных номеров, при возникновении подозрения прерывать телефонный разговор. Имеет смысл установить на телефон, программы, позволяющие в автоматическом режиме записывать все телефонные разговоры. В случае мошеннических атак это позволит получить образы голосов мошенников, зафиксировать все подробности состоявшихся разговоров,

(6)