Как оформить инвалидность

КАК ОФОРМИТЬ ИНВАЛИДНОСТЬ- ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Инвалидность оформляется бесплатно путем проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) (ст. ст. 7, 8 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ; п. 32 Административного регламента, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 11.04.2011 N 295н).

Пошагово процесс оформления инвалидности выглядит следующим образом.

1. Первым шагом для получения инвалидности является получение направления на МСЭ.

Такое направление на МСЭ при наличии показаний выдает:

— организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь;

— орган, осуществляющий пенсионное обеспечение;

— орган социальной защиты населения.

Если в выдаче направления на МСЭ вам отказано, то оформляется справка, на основании которой вы имеете право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно (п. 19 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95).

Направление или справка выдаются вам и направляются указанными органами в бюро МСЭ в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе — на бумажном носителе (п. 19 (1) Правил).

2.После этого необходимо подготовить документы для представления в бюро МСЭ.

Для оформления инвалидности необходимо подготовить следующие документы (п. 24 Административного регламента):

— паспорт или свидетельство о рождении — для граждан РФ в возрасте до 14 лет;

— заявление о проведении МСЭ для установления инвалидности;

— направление на МСЭ или справка об отказе в направлении — если такие документы были выданы на бумажных носителях;

— медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья (п. 24 Правил).

Если документы подает представитель, будет нужна нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая его полномочия.

Документы можно представлять в оригиналах или копиях, заверенных нотариально.

3. Направить указанные выше документы в бюро МСЭ по месту жительства или пребывания.

Представьте указанные документы в бюро МСЭ, находящееся по месту жительства или пребывания (абз. 4 п. 7 Административного регламента).

Заявление можно подать в бюро МСЭ в виде бумажного документа лично или по почте или электронного документа посредством сети Интернет.

Если заявление подано в электронном виде, а направление на МСЭ оформлено на бумажном носителе, то направление необходимо представить в бюро МСЭ лично или по почте в течение 10 дней с момента подачи электронного заявления (п. 24 Административного регламента).

Следует отметить, что заявитель может представить направление на МСЭ в виде электронного документа через портал государственных и муниципальных услуг только при условии использования электронной цифровой подписи (п. 24 Административного регламента).

Заявление о проведении МСЭ регистрируется в журнале входящей документации в день обращения (абз. 2 п. 10 Административного регламента).

Датой установления инвалидности считается день поступления заявления о проведении МСЭ (п. 11 Правил).

4. После направления документов следует дождаться приглашения на МСЭ.

5. Дождавшись приглашения на МСЗ вам необходимо пройти медицинское освидетельствование и по его результатам получить  соответствующее решение.

Решение об установлении инвалидности или об отказе в установлении должно быть принято в течение 30 дней с даты подачи заявления о проведении МСЭ (п. 50 Административного регламента).

Решение принимается по результатам медицинского освидетельствования, в том числе, при необходимости, дополнительного обследования, на основе оформленного акта МСЭ.

Специалисты бюро выдают лицу, признанному инвалидом, или его законному представителю справку, подтверждающую факт установления инвалидности (п. 9 Административного регламента).

Если гражданин не признан инвалидом, то специалисты бюро МСЭ выдают ему справку о результатах МСЭ (п. 9 Административного регламента).

Эксперты МСЭ руководствуются утвержденными правилами определения инвалидности, которые весьма расплывчаты. В настоящее время разработаны более четкие критерии определения наличия инвалидности для СМЭ, но пока они еще не утверждены.