Маневрирование водителем для спасения пешехода

Маневрирование водителем для спасения пешехода

Довольно часто пешеход сам  провоцирует  наезд на него. Это происходит в случаях когда тот грубо нарушает п. 4.5 ПДД, согласно которому пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств.

При квалификации действий водителя по ст. 264 УК РФ необходимо  правильно определить момент, когда водитель получил объективную возможность обнаружить пешехода, то есть, момент возникновения опасности для движения. В каждом конкретном случае этот момент определяется исходя из дорожной обстановки с учетом возможности ее восприятия водителем конкретного автомобиля. В сложных случаях суды назначают для его установления «судебные инженерно-психологические» или «комплексные комиссионные автотехнические экспертизы» с привлечением экспертов автотехников, трасологов, психологов и видеотехников.

С момента возникновения опасности водитель обязан руководствоваться абз. 2 п. 10.1 ПДД, который предписывает ему тормозить до остановки. Водитель не имеет права заменять обязательное торможение маневрированием, поскольку тем самым он, нарушая правила, модифицирует сложившуюся по вине пешехода дорожно-транспортную ситуацию. Любые маневры в условиях нарушения абз. 2 п. 10.1 ПДД водитель совершает на свой риск, так как п. 8.1 ПДД запрещает при маневре создавать опасность для движения. Маневром без торможения создается новая опасность — не та, что создал сам себе пешеход.

В то же время, совершенные для спасения пешехода маневры не должны признаваться огульно запрещенными, поскольку ы п. 1.5 ПДД  водителю предписывается действовать таким образом, чтобы не причинять вреда. Например, маневр автомобиля, называемый «в противоход», нередко дает пешеходу шанс избежать столкновения.

Таким образом, если у водителя нет технической возможности избежать столкновения исключительно путем торможения автомобиля, его действия нельзя признавать находящимися в причинно-следственной связи с наездом даже в том случае, когда водитель наряду с торможением (если у него имелась техническая возможность его начать) начинает маневрировать. При маневре в названных условиях водитель не создает новой опасности в смысле п. 8.1 ПДД, а лишь исполняет адресованный ему п. 1.5 ПДД.

 

(1)