Нарушение правил подследственности

Нарушение правил подследственности

По смыслу п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, производится следователями СК России.

На практике органы расследования проводят дознание по этой категории дел с нарушением правил подследственности. По поступлении уголовного дела расследованного с нарушением правил подследственности  судьи выносят постановления о  возращении уголовного дела прокурору в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК  РФ.  Такое постановление суда в указанных случаях является незаконным, ведь повторное рассмотрение уголовного дела судом в рамках судебного разбирательства невозможно без полноценного дополнительного расследования. В подобной ситуации суд обязан постановить оправдательный приговор, поскольку предварительное расследование осуществлялось некомпетентным должностным лицом.

Другая типичная ошибка, часта допускаемая следственными органами допускается при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Так, по одному из уголовных дел старший оперуполномоченный полиции вынес постановление об отказе в  возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренного ст.139 УК РФ. Данное постановление было вынесено оперуполномоченным. по сообщению гражданина о проникновении в его квартиру.  Это постановление было обжаловано потерпевшим в районный суд в порядке ст.125 УПК РФ Районный суд в удовлетворении жалобы отказал. Однако, суд апелляционной инстанции  с выводами районного суда не согласился и судебное постановление отменил указав следующее.

В соответствии с подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 139 УК РФ, относится к подследственности следователей СК России. По смыслу закона, орган дознания вправе провести доследственную проверку по заявлению и сообщению о любом преступлении. Однако процессуальное решение о наличии или отсутствии признаков преступления вправе принять лишь тот субъект, к подследственности которого относится дело о соответствующем преступлении. Старший уполномоченный полиции не наделен правом принимать процессуальные решения по сообщениям о преступлениях, предусмотренных ст. 139 УК РФ. Он был обязан передать сообщение по подследственности, что прямо предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ. Невыполнение этого требования закона влечет отмену постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, так как оно вынесено с нарушением правил подследственности, то есть ненадлежащим должностным лицом

Таким образом, имеется судебная практика  определения предметной подследственности при решении вопроса об отказе в возбуждении уголовного дела которая ориентирует должностных лиц органов дознания передавать материалы на рассмотрение в следственные подразделения либо подразделения дознания в соответствии с правилами предметной подследственности.

Еще одно нарушение правил подследственности допускается при  продлении сроков проверки материалов внутри одного правоохранительного органа свыше 30 суток. Эта проблема касается  вертикального признака территориальной подследственности, когда один и тот же материал проверки сообщения о преступлении  может быть рассмотрен  следователями (дознавателями) различного уровня внутри одного правоохранительного ведомства.

В соответствии с п. 32 гл. IV совместного приказа Генпрокуратуры РФ, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, ФСКН и Минэкономразвития России «О едином учете преступлений»1 «сроки проверки сообщений о преступлениях, предусмотренные ст.ст. 144 и 146 УПК РФ, исчисляются со дня поступления первого сообщения об указанном преступлении, за исключением сообщений о преступлениях, переданных с учетом территориальности в другой орган по подследственности, срок проверки которых определяется со дня их поступления о подследственности, а для сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, полученных из иных источников, — со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления, если этот рапорт не был направлен с учетом территориальности в другой орган по подследственности». Следователи, дознаватели, а также органы дознания злоупотребляют указанным правилом, используя решение о передаче по подследственности для искусственного увеличения сроков проверки.

На практике часто происходит следующее. Заявление о совершении преступления направляется в орган дознания для исполнения. Однако в книге учета сообщений о преступлениях дежурной части оно  зарегистрируется только через несколько дней, например, через 20. Далее, после проведения проверки в течении 22 дней, срок рассмотрения заявления  продлевается до 10 суток, а впоследствии — до 30 суток.

После этого заявление  направляется начальнику отдела полиции по территориальности.

В  территориальном отделе полиции материал  отписывается исполнителю, однако сроков проверки по материалу уже не осталось. Это вновь предполагает продление сроков по принятию решения дополнительно еще на 30 суток, так как за оставшиеся 2 дня до окончания предыдущего срока принять решение практически невозможно.

Передача заявления из одного подразделения в другое, одного и того же органа внутренних дел, проверка одним подразделением, а впоследствии другим, пересылка материалов по почте, регистрация и т. п. и другие причины бездействия не могут быть законным основанием для искусственного увеличения сроков проверки по заявлению о преступлении. Срок рассмотрения материла одним органом не может превышать установленный УПК РФ максимальный срок — 30 суток. Дальнейшее проведение проверки без принятия решения о возбуждении уголовного дела или отказе  является незаконным бездействие сотрудников  полиции. Такие действия должностных лиц правоохранительных органов по передаче материала из одного подразделения в другое без принятия решения по нему создают возможность волокиты.  Одним словом, срок проверки не может продлеваться свыше 30 суток в случае, если материал проверки передается внутри одного правоохранительного ведомства. Однако согласно ч. 3 ст. 144 УПК РФ срок проверки сообщения о преступлении не может быть продлен свыше 30 суток и при передаче в следственное подразделение (подразделение дознания, орган дознания) другого правоохранительного органа. Если подобная ситуация возникла, орган расследования обязан возбудить дело, а в случае неподтверждения информации — прекратить его.

Между тем в следственной практике в такой ситуации орган дознания (предварительного расследования) обычно принимает решение об отказе в возбуждении дела, а затем это решение отменяет уполномоченное на то лицо.

Некоторые правоприменители ошибочно полагают, что если расследование по уголовному делу может проводится различными следственными органами, то прокурор должен определить подследственность своим решением. Однако, судебная практика пошла по иному пути.  Если орган предварительного следствия самостоятельно выявил преступление, состав которого указан в ч. 5 ст. 151 УПК РФ, то спора о подследственности не возникает. Решение прокурора об определении подследственности по уголовному делу не требуется.

Таким образом, судебная практика во вопросам подследственности такова:

1.Срок проверки сообщения о преступлении не может продлеваться свыше 30 суток в случае, если материал проверки передается внутри одного правоохранительного ведомства.

2.Если орган предварительного следствия самостоятельно выявил преступление, указанное в части 5 статьи 151 УПК РФ, спора о подследственности не возникает.

(2004)