Обжалование незаконных действий органов власти

Обжалование незаконных действий органов власти

В настоящее время  защита от незаконных действий органов власти осуществляется  в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Для подготовки и подачи  административного иска по КАС необходимо соблюдать специальные требования. При нарушении одного из них суд оставит иск без движения. В такой ситуации срок рассмотрения дела увеличится на время устранения недостатков, а в некоторых случаях суд может отказать в приеме или возвратить иск.

Следует знать, что суд может рассматривать споры с госорганами по разным правилам  по: АПК, КоАП, ГПК, КАС. Каждый кодекс применяется к разным категориям споров. Если истец неправильно определит правила, суд откажет в принятии иска или прекратит производство по делу. Иногда истец выбирает суд правильно, но ошибается в применимых процессуальных правилах. В таком случае суд  прекратит производство по делу и передаст его на рассмотрение в правильном порядке в том же суде.

На обжалование решений и действий (бездействия) госорганов не распространяется общий срок исковой давности . Для таких споров законодателем установил срок в процессуальных кодексах. По КАС общий срок — три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав. Однако КАС и другие законы могут устанавливать иные сроки по отдельным категориям споров. Когда для защиты права истец выдвигает как административные, так и гражданско-правовые требования, необходимо заявить обычный гражданский иск в порядке ГПК (п. 1 постановления Пленума ВС от 27.09.2016 №  36).

Иск об оспаривании действий судебного пристава — в течение десяти дней со дня, когда стало известно о нарушении прав заявителя (ч. 3 ст. 219 КАС).

Иск об оспаривании кадастровой стоимости — не позднее пяти лет со дня внесения в кадастр оспариваемых сведений о стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС).

Иск о взыскании компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок — в течение шести месяцев со дня вступления в силу последнего судебного акта по делу (ч. 2 ст. 250 КАС).

По определенным категориям споров суд примет административный иск только с подтверждением того, что истец пытался мирно урегулировать спор  КАС РФ не устанавливает досудебный порядок разрешения всех административных споров, однако по отдельным категориям законодатель установил его в федеральных законах (ч. 3 ст. 4 КАС).

Перед спором с ФНС истец должен предварительно обжаловать акт в вышестоящем налоговом органе (ч. 2 ст. 138 НК).

Перед обжалованием кадастровой стоимости заявитель должен предварительно обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости . При этом досудебный порядок установлен только для юридических лиц.

Физические лица и индивидуальные предприниматели могут оспаривать кадастровую стоимость сразу в суде.

Большинство административных исков по правилам КАС рассматривают районные суды общей юрисдикции. При оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов заявитель может выбрать один из двух судов, куда можно подать иск:

  1. по местонахождению истца (ч. 3 ст. 24 КАС);
  2. по местонахождению государственного органа. Если государственный орган осуществляет свои полномочия в другом месте, то иск подается по месту осуществления полномочий (ст. 22 КАС). Если полномочия распространяются на несколько районов, то иск нужно подать в суд того района, где возникли последствия оспариваемого действия или где исполняется оспариваемое решение.

При формировании требований административного иска истец должен учитывать полномочия суда. Конкретные полномочия по отдельным категориям споров законодатель установил в КАС.

Суд не может самостоятельно восстановить нарушенное право истца, а только отменяет незаконное решение или признает незаконными действия (бездействие). Нарушенное право восстанавливает сам государственный орган по указанию суда.

По делам  об оспаривании кадастровой стоимости суд указывает измененную стоимость, а если заявитель оспаривает решение комиссии по рассмотрению споров, обязывает комиссию повторно рассмотреть спор (, п. 26 постановления Пленума ВС от 30.06.2015 №  28).

По делам о взыскании компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. Суд определяет размер подлежащей взысканию компенсации

Если заявитель не укажет в иске те права, которые нарушают решение или действия (бездействие), суд откажет в принятии иска.  Поэтому необходимо составить текст и подготовить комплект приложений таким образом, чтобы суду было очевидно, что права нарушены.

Если суд откажется принимать административный иск, заявитель вправе оспорить отказ в апелляции . Необходимо указать, что в действительности права нарушены, а из иска не следовало, что оспариваемый акт не затрагивает права, свободы и законные интересы истца.

Обеспечительные меры в административном судопроизводстве называются мерами предварительной защиты. В КАС законодатель указал два вида таких мер: приостановление действия оспариваемого решения и запрет совершать определенные действия. Этот перечень открытый. В 2016 году ВС привел примерный перечень других возможных мер (п. 27 постановления Пленума ВС от 27.09.2016 №  36).

Суд обязан приостановить производство по делу о взыскании недоимок по налогам, если налогоплательщик подал жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 62 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 №  57). Это можно использовать и в обратной ситуации, когда решение о взыскании налога заявитель оспаривает в суде, а налоговый орган, напротив, еще не обратился за взысканием в суд.

В КАС установлены  различия в правилах уведомления сторон в зависимости от личности истца. Если истец обладает публичными полномочиями, он обязан самостоятельно направить иск и приложения к нему сторонам. Если истец — частное лицо, то уведомить стороны самостоятельно — его право, а не обязанность (ч. 7 ст. 125 КАС). Но, если заявитель хочет обеспечить быстрое принятие и рассмотрение иска, необходимо самостоятельно уведомить стороны спора.

Если от имени истца в споре действует представитель, у него должно быть высшее юридическое образование.  Иногда представитель обязательно должен участвовать в споре. Например, при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта в ВС субъекта РФ. Истец может сам подписать и подать иск, но вести дело должен представитель (ч. 9 ст. 208 КАС, п. 37 обзора судебной практики ВС №  4 (2017), утв. Президиумом ВС от 15.11.2017).