Отсрочка по кредитам в связи с коронавирусом
Малый и средний бизнес, а также граждане вправе воспользоваться кредитными каникулами. Это право закреплено в Федеральном законе от 03.04.2020 № 106-ФЗ. Условия предоставления отсрочки конкретизировано Правительство РФ в постановлении от 03.04.2020 № 434, № 435, № 436).
На практике получить отсрочку могут далеко не все. Пока многие обращения граждан и бизнесменов остаются безрезультатными. В связи с этим 8 апреля 2020 года на совещании с Правительством и губернаторами Президент поручил расширить критерии, чтобы большее количество людей смогло воспользоваться такими преференциями.
Пока неизвестно, какие именно коррективы будут внесены в правила и нужно ориентируйтесь на действующие нормы, а как только примут поправки, УНП подробно о них расскажет.
Кому предоставляется отсрочка
Правила предоставления отсрочки предусмотрены в зависимости от категории заемщиков. Получить отсрочку могут те, кто ведет деятельность в отрасли, признанной наиболее пострадавшей от эпидемии. В частности, к ним относятся авиаперевозки, гостиницы, турагентства, рестораны и кафе, салоны красоты (постановление Правительства от 03.04.2020 № 434). Остальные вправе просить лишь о реструктуризации долга.
За отсрочкой нужно обращаться в обслуживающий банк. Предприниматели могут подать заявление через приложения мобильного телефона. Банк должен проанализировать выписки счетов и в течение пяти дней сообщить о принятом решении клиенту. Если в течение 10 дней клиент не получит от банка ответа, каникулы считаются предоставленными с даты, указанной в требовании клиента. Причем сразу на полгода, если сам податель требования не указал длительность нужной отсрочки. Такое правило для малого и среднего бизнеса.
Гражданам и бизнесменам каникулы предоставляют сроком на полгода по договорам, которые были заключены до 3 апреля 2020 года, и то только при соблюдении трех условий:
- размер кредита не превышает лимит: для жилья в Москве предельная сумма составляет 4,5 млн руб.(постановление Правительства от 10.04.2020 № 478). Суммы были скорректированы, ранее максимальная сумма была единой — 1,5 млн руб. (постановление Правительства от 03.04.2020 № 435).
2.Из-за эпидемии доход заемщика за предыдущий месяц сократился более чем на 30% по сравнению со среднемесячным заработком 2019 года. Такой расчет банки проводят по специальной Методике, которая утверждена постановлением № 436... Чтобы определить показатели, банку нужно предоставить сведения о доходах, пенсии или заработке, полученном в качестве самозанятого.
- На момент обращения по кредиту не действует льготный период. Так как нельзя одновременно получить каникулы из-за тяжелой жизненной ситуации и каникулы из-за коронавируса. Но использовать их последовательно можно, если успеть подать заявление о новой отсрочке до 30 сентября 2020 года.
На фоне кризиса активизировали свою деятельность мошенники. В интернете продают справки 2-НДФЛ и фальшивые больничные с отметками о коронавирусной инфекции. Пользоваться такими услугами не рекомендуется, это обернется против вас большими неприятностями.
Если вы получили отсрочку, а затем банк признал вас мнимым пострадавшим, то кредитный договор вступает в силу на прежних условиях. Это означает, что потребуется платить не только все ежемесячные платежи и проценты за время каникул, но и штрафы, пени (п. 4 информационного письма ЦБ от 05.04.2020 № ИН-06-59/49).
Как действовать, если отказали в отсрочке
Банки отказывают в отсрочке по разным причинам, поскольку рассматривают каждое обращение индивидуально. Поэтому просите официальный отказ. Если в нем не указаны основания негативного решения или вы вообще не получили такой документ, имеет смысл подать жалобу в ЦБ. Ней следует описать ситуацию, указать дату и порядок обращения в банк с заявлением о предоставлении кредитных каникул, сослаться на указ Президента и постановления Правительства .К жалобе нужно приложить документы, которые вы представляли в банк.
Кроме того, можно пожаловаться в Роспотребнадзор, в прокуратуру и Администрацию Президента. Такую жалобу перенаправят в уполномоченное ведомство, и велика вероятность, что ее рассмотрят быстрее. Прежде чем подавать жалобы, попробуйте все же договорится с банком о реструктуризации.
(92)