Отсутствие поручения начальника органа дознания о проведении доследственной проверки
Согласно ст. 144 УПК РФ проводить доследственную проверку по сообщению о преступлении проводит должностное лицо в рамках своей компетенции.
В соответствии с п. 40 Приказа МВД РФ № 736 проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России, его заместителя или заместителя начальника полиции либо начальника управления (отдела, отделения, пункта) полиции или его заместителя и т. д. При этом в графу 6 КУСП заносится соответствующая информация.
Казалось, что если доследственную проверку проводило лицо которому проверять сообщение о совершении преступления не поручалось, то доказательства, полученные в ходе нее неуполномоченным лицом должны признаваться недопустимыми. Однако, на практике не всегда так.
Отсутствие резолюции на рапортах оперативного дежурного с указанием исполнителя является нарушением вышеуказанной Инструкции, не влечет за собой признания недопустимыми доказательствами протоколов осмотра и иных неотложных следственных действий, проведенных следователем по устному распоряжению надлежащего должностного лица.
В рамках ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ начальник органа дознания уполномочен поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном УПК. При этом в УПК не говорится об обязательности поручения проверки сотруднику полиции со стороны его руководителя.
Возникает вопрос: как быть в случаях, если проверка поручена одному сотруднику, например органа дознания, а проводит проверочные действия другой сотрудник? На практике когда на место происшествия выезжает следственно-оперативная группа, то проверочные действия проводят и следователь, и оперуполномоченные, и участковый полиции. В таких случаях, принцип единоначалия на этапе проверки сообщения о преступлении не действует, и в рамках одного материала КУСП на месте происшествия проверочные мероприятия могут выполняются всем составом следственно-оперативной группы. Однако, в судебной практике встречаются примеры признания недопустимыми доказательств, которые были получены с нарушением требований о поручении проверки конкретному должностному лицу.
(4)