Потребительский штраф

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ  ШТРАФ- НОВАЯ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

   В соответствии с п. 6 ст.13 Закона о защите прав потребителей, при удовлетворении судом требований потребителя, суд

взыскивает с ответчика, являвшегося изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения законных требований потребителя, штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

  За многие годы сложилась устойчивая судебная практика, когда продавцы и исполнители услуг необоснованно отказывали в удовлетворении законных требований потребителей и лишь в ходе судебного разбирательства выполняли основные его требования. Поскольку до вынесения судебного решения ответчик уже удовлетворял законные требования потребителя суды рассчитывали  потребительский штраф исходя из оставшейся невыплаченной суммы неустойки и морального вреда.

  Наиболее часто, такую тактику использовали страховые компании с целью затянуть срок  выплаты страхового возмещения.

  Однако, судебная практика в корне изменилась в пользу потребителя  с конца июля 2020 года, после вынесения ВС РФ

определения  по гражданскому делу № 19-КГ20-6 №2-388/19.

  Суть дела в следующем. Гражданка обратилась в суд с иском к  Страховой компании «Сбербанк» о взыскании страхования жизни в пользу ПАО «Сбербанк» в счет погашения долга по кредитному договору. В ходе судебного разбирательства страховая компания добровольно перевела банку страховую сумму. Районный суд своим решением взыскал со страховой компании в пользу истца сумму неустойки, компенсацию морального вреда и потребительский штраф, сумма которого была рассчитана  из всей цены иска, то есть исходя и из невыплаченной по подачи иска страховой суммы.

   Апелляционная инстанция это решение районного суда изменила уменьшим сумму потребительского штрафа, указав, что его следует рассчитывать без учета добровольно выплаченной ответчиком страховой суммы.

  Истец с такой трактовой закона не согласилась и обратилась с кассационной жалобой в ВС. Высшая судебная инстанция стала на сторону потребителя и решение апелляционной инстанции отменила по следующим мотивам.

Согласно п. 47 ППВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17   если после принятия иска потребителя судом,  ответчик удовлетворит его требования  добровольно и  в связи с этим истец откажется от иска, то суд прекращает производство по делу и конечно в этом случае потребительский штраф не взыскивается.

Исходя из  смысла ст.13  Закона о защите прав потребителей и указанного разъяснения ВС следует, что потребительский штраф не подлежит взысканию с ответчика по данной категории дел только в случае последующего отказа истца от иска и прекращения производства по делу.

Если же отказ  от иска  истцом не заявляется, то в пользу потребителя подлежит взысканию потребительский штраф, который

должен рассчитываться  от всей присужденной судом суммы, в том числе и страхового возмещения, которое не было выплачено страховой компанией до подачи иска в суд потребителем. Сам факт наличия судебного спора о страховом возмещении

подтверждает несоблюдение страховщиком добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Отсюда, перечисление страхового возмещения банку   в период рассмотрения спора в суде при условии, что истец не отказался от иска, не является основанием для освобождения ответчика от ответственности в виде штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств. Суммы страхового возмещения судом взыскиваются, однако в его решении указывается, что принудительному исполнению они не подлежат.