СОКРАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

СОКРАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Трудовым законодательством РФ гарантируется государственное содействие системной организации нормирования труда, а именно полномочные государственные органы устанавливают нормы труда, которые являются гарантированным минимумом, от которого работодатели могут отступать в сторону лишь улучшения положения работников (ст. 159 ТК РФ).
Однако не всегда ухудшение положения работников является противозаконным и осуществляется с целью угнетения их прав. Например, в периоды экономических спадов организации пытаются сократить свои расходы. Одной из статей расходов является оплата труда работников. По данной статье работодатели оптимизируют затраты разными способами, например проводят массовые увольнения либо, чтобы не прибегать к таким радикальным мерам, осуществляют изменение режима работы, т.е. вводят неполное рабочее время.

Следует отметить, что сокращение рабочего времени, а соответственно, и уменьшение заработка — не самая популярная мера по отношению к работникам. Более того, работники могут затеять судебный спор, а обязанность доказывать правомерность своих действий возложена на работодателя. Отсюда очень важно не совершить ошибок, которые впоследствии станут причиной судебного разбирательства.

Чтобы до минимума сократить поводы для обращения работников в суд и правильно сократить в организации рабочее время, работодателю следует придерживаться следующего порядка:

1. Попытаться провести процедуру сокращения рабочего времени по соглашению с работниками. Если соглашение с работниками достигнуто, подписывается дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указываются новое рабочее время и новый размер заработной платы, с обязательным указанием даты, с которой нововведения начинают применяться.
2. Если с работниками договориться не удалось, а такой исход более реален, необходимо:
— подготовить обоснования для сокращения рабочего времени, т.к. в суде придется доказывать, что имелись объективные причины для сокращения рабочего времени;
— о предстоящих изменениях рабочего времени, а также об их причинах работодатель должен уведомить работников в письменной форме не позднее чем за два месяца до начала действия новых условий труда ;
— работодатель издает приказ о принятых оптимизирующих мерах, а также об утверждении нового штатного расписания. В тексте приказа обязательно нужно указать, на какой период вводится сокращенное рабочее время. Следует отметить, что трудовое законодательство не содержит требований о максимальном пределе для уменьшения рабочего времени, следовательно, работодатель может самостоятельно установить такой предел;
— в случае, если после проведения вышеуказанных процедур работник не согласен с новыми требованиями, работодатель в письменной форме должен предложить ему другую имеющуюся работу как вакантную должность или работу, соответствующую. Если работник не согласится с предложенными вариантами, то производится процедура увольнения не по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (общее правило), а в связи с сокращением штата.

На практике не совсем понятно, как эту процедуру осуществить, т.к. об увольнении в связи с сокращением штата работодатель обязан уведомить работника за два месяца, но при этом нигде не указано, можно ли зачесть двухмесячный срок предупреждения работника о введении нового режима рабочего времени в срок предупреждения об увольнении. В данном случае налицо пробел в законодательстве. Выходом из данной ситуации может послужить указание в уведомлении о введении режима сокращенного рабочего времени информации о том, что если работник до определенной даты не даст согласие на новые условия, то работодатель инициирует процедуру его увольнения по истечении двух месяцев с момента получения данного уведомления. В данном случае соблюдаются положения о сроках уведомления, закрепленных в ч. 2 ст. 180 ТК РФ.
При переводе на неполное рабочее время важно доказать, что данные действия позволят избежать массового увольнения работников (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2. Также если у работников есть сомнения в правильности выбранных работодателем мер, они имеют право обратиться за защитой своих интересов в прокуратуру
Следует отметить, что руководители организаций и другие должностные лица за нарушение трудового законодательства несут административную ответственность.