Украли деньги с карты -судебная практика
Все чаще и чаще владельцы банковских карт обращаются к адвокатам по вопросам хищения денежных средств с их банковских карт пенсионных, зарплатных, кредитных). Люди обращаются с жалобами в кредитные учреждения с просьбой вернуть их деньги, но как правило вернуть деньги без судебной тяжбы не получается.
Анализ судебной практики показывает, что добиться положительного судебного решения владельцу карты не всегда удается.
Если владелец карты отключил услугу смс-информирования банки оперируют тем, что они потеряли возможность идентифицировать клиента при проведении операции. Однако, эти доводы банка несостоятельны. Если банк предоставляет лицу возможность не пользоваться смс-оповещением, он должен применять другие способы идентификации клиента. Заключая договор с клиентом, банк берет на себя обязательство создать систему электронных платежей, которая обеспечивает сохранность денежных средств клиентов. Кредитное учреждение обязано исключить несанкционированные операции. Риск несовершенства системы электронных платежей несет банк. Например, если банк списал со счета клиента без его распоряжения средства и узнав об этом сразу свяжется с банком с елью заблокировать карту, то выиграть судебный спор имеются все шансы.
Как правило банки возражая против такого рода требований клиента указывают, что для совершения операций по карте в сети требуется только введение номера карты и секретного кода CVC2. Поэтому спорные операции считаются совершенными самим клиентом с использованием аналога собственноручной подписи. Применение банком специальной защитной технологии стало невозможно ввиду отключения истцом смс-оповещения. Истица самостоятельно отключила смс-информирование и лишила себя возможности своевременно узнать о списании денежных средств с карты без ее ведома. Банк ознакомил истицу с условиями и правилами предоставления и обслуживания банковской карты. Владелецкарты взяла на себя ответственность за все операции с картой, совершенные третьими лицами до сообщения банку об утрате карты. Банки считают, что в данном случае использование карты третьими лицами произошло по вине ее владельца, а банк освобождается от ответственности в силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ. Суды с такими доводами не соглашаются и считают, что это банк не создал систему выполнения электронных платежей, которая обеспечивает сохранность средств и исключает несанкционированные операции с денежными средствами клиента. Исполнитель услуги возмещает вред имуществу гражданина вследствие недостатков услуги независимо от вины (ст. 1095 ГК РФ). Суды считаю, что в таких случаях банк оказал финансовые услуги ненадлежащего качества и нарушил ее права как потребителя.
Возникает вопрос вправе ли пострадавший владелец карты взыскать с банка неустойку за необоснованное списание средств с его счета?
Ответ на этот вопрос является положительным. Статья 856 ГК РФ предусматривает ответственность кредитного учреждения за необоснованноесписание денежных средств со счета клиента. Последний вправе требовать проценты согласно статье 395 ГК РФ, если суд установит факт списания банком денежных средств с банковского счета без согласия клиента. Банк и клиент вправе согласовать условие о неустойке в договоре на комплексное банковское обслуживание физических лиц. Если суд придет к выводу, что банк списал средства со счета клиента безраспоряжения последнего, клиент вправе начислить неустойку. Он может потребовать ее за весь период просрочки с даты списания до дня возврата суммы. В исключительных случаях суд может снизить сумму неустойки и применить статью 333 ГК РФ (подп. 2 п. 34 постановления Пленума ВС от 28.06.12 17). Это возможно, если кредитное учреждение заявит соответствующее ходатайство. В противном случае снижение неустойки по инициативе суда можно оспорить.
Имеют место случаи, когда владелец карты находился в России, а денежные средства с его кредитной карты были списаны в другой стране. В таких случаях похищенные деньги тоже можно вернуть, но при условии доказанности, что владелец карты не поручал банку такую операцию, не находился в месте, где списали средства, а деньги выдавались без его согласия. Для этого нужно направить в банк соответствующее заявление. Если кредитное учреждение откажется это сделать, клиенту банка следует обратиться в суд. Банк производит операции после того, как клиент подтвердит распоряжение о выдаче средств. Порядок устанавливается правилами банка и договором банковского счета. Это могут быть коды, пароли и иные средства, подтверждающие распоряжение клиента (п. 2 ст. 160 ГК РФ). Обычно, чтобы совершить транзакцию и получить средства в банкомате, необходима совокупность условий: предъявление карты, а также использование ПИН-кода. Лицо вправе потребовать убытки, если банк списал со счета клиента средства без согласия последнего... Суд в таких случаях указывают, что истцы физически не могли за время между операциями совершить перелеты из России в другую страну, имеются загранпаспорта без отметок о таких перелетах. Доводы банка о подтверждении операции вводом ПИН-кода суды отклоняют так как банки не представляют соответствующую техническую документацию (протоколы операций). По общему правилу банк возмещает только суммы операций, проведенных после уведомления клиента охищении средств с его карты, но в отношении клиентов физических лиц закон предусматривает исключение. Списанные денежные средства возмещаются, если клиент не подтверждал согласие на транзакцию и сообщил банку о незаконной операции не позже чем на следующий день после списания. Банк должен уведомлять клиента о каждой операции с использованием электронного средства платежа (п. 4 ст. 9 Федерального закона от27.06.11 161-ФЗ «О национальной платежной системе»). Если клиент лишился кредитной карты и/или обнаружил, что с нее снимаются денежные средства без его согласия, он должен сообщить об этом оператору банка не позднее дня, который следует за днем получения уведомления о такой операции (п. 11 ст. 9 закона 161-ФЗ). Если клиент уведомил кредитное учреждение об этом в указанный в законе срок, списанная в результате незаконной операции сумма возмещается оператором банка (п. 14 ст. 9 закона 161-ФЗ). Кредитное учреждение вправене возмещать сумму такой операции, только если докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа и это привело к совершению финансовой операции без согласия клиента. В таких ситуациях банки часто отказываются возместить перечисленныебез согласия клиента суммы. Чтобы вернуть денежные средства ,владельцы кредитных карт взыскивают убытки в судебном порядке. Суды применяют к таким спорам положения Закона РФ от 07.02.92 2300–1 «О защите прав потребителя». Это значит, что доказывать обстоятельства, которые освобождают банки от ответственности за незаконное списание средств, приходится банкам (п. 28 постановления Пленума 17). Можно ли вернуть средства случаях когда неизвестное лицо получило деньги с карты через банкомат?
Вернуть деньги в таком случае можно, однако это будет непросто. Операции подтверждаются вводом ПИН-кода, который сообщается непосредственно клиенту. Доказать в суде, что вы действительно никому не передавали свой ПИН-код, вряд ли получится, и операция будет считаться совершенной вами лично.Подписывая договор с кредитным учреждением о выдаче и использовании банковской карты, клиент добровольно принимает на себя обязательства, в том числе и по хранению карты и ПИН-кода в безопасном месте и созданию условий для невозможности переписывания магнитной полосы карты. Если средства снимались с указанием ПИН-кода, банк считает, что операцию одобрил клиент.
Известны случаи когда похитители создают интернет-ресурс, похожий адресом и дизайном на сайт банка. Клиент по ошибке вводит свои данные на этом сайте и теряет свои деньги.
Если клиент банка докажет, что банк не ознакомил его с информацией об услуге, которая предоставляется онлайн деньги можно потребовать с банка.
Случаи, когда клиенту удается взыскать средства с банка в таких случаях, встречаются крайне редко. Такой иск клиента банка может быть удовлетворен если будет установлено, что банк предоставил недостаточную, недостоверную информацию о важных свойствах услуги банка онлайн, о ее конструктивных недостатках и свойствах. В то же время кредитное учреждение не несет ответственность за невнимательность клиента. В такой ситуации суд посчитает, что списание произошло по его распоряжению (п. 1 ст. 854 ГК РФ). Если клиент соглашается получать услуги банка-онлайн через Интернет и проводит операции, это значит, что он сознает соответствующие риски.
Имеется судебная практика когда, суды отказали в исках, которые предъявлялись к банкам в случаях когда. истец, работая на компьютере, не выполнил условия предоставления услуги «банк онлайн». Он совершил действия по обнародованию идентификатора и пароля, не убедившись, что услуга ему предоставляется именно банком-ответчиком. Совершая операции, клиент не удостоверился в правильности указания официального адреса сайта банка и номера телефона горячей линии, но все равно использовал разовый пароль.
(6933)
В ЦЕНТРОБАНК Я ОБРАТИЛАСЬ НО ПОКА НИЧЕГО ХОРОШЕГО ОНИ МНЕ НЕ СКАЗАЛИ
Вы oбратитесь кo мне. верну Ваши деньги
Добрый вечер. Мое имя Рашит, 1965 г.р. 15 октября 2019 года у меня с кредитной карты МТС банка были украдены деньги в размере 154000 рублей ( сто пятьдесят четыре тысячи рублей ) из них 151000 кредитных средств и 3000 рублей собственных средств. 15 октября 2019 года на мой мобильный тел. 8ХХХХХХ733 в 18-00 поступил звонок с номера +74950984010. Девушка представилась сотрудницей службы безопасности банка МТС. Она знала все мои личные данные, которые говорила мне по телефону для сверки т.е. ФИО , номер карты, последние операции по карте, дату рождения и сказала, что с моей карты МТС была попытка списать деньги в сумме 5000 рублей и спросила производил ли я такой перевод. Я ответил, что ни каких переводов я не делал. Продолжая разговор она сказала , что в связи с тем, что были украдены личные данные клиентов Сбербанка Банк МТС заботясь о безопасности своих клиентов заблокировал мне карту и личный кабинет в МТС Банке он лайн. Я разговаривая с ней по тел. попытался войти в личный кабинет в МТС Банке и обнаружил , что он действительно заблокирован. Она сказала , что для разблокировки личного кабинета и карты МТС банка мне сейчас придет СМС с кодом для разблокировки и я ей должен сказать, что я и сделал.Я сообщил только код для входа в интернет банк.Коды на перевод средств я не сообщал. Положив трубку в течении 5-6 минут посыпались СМС о переводе денег с моей карты на карты неизвестных мне людей.Я сразу в течении 10 минут дозвонился на горячую линию МТС банка и сообщил о случившемся. Оператор сказала , что передала сведения в службу безопасности и , что моя карта заблокирована, хотя я ее не блокировал и сказала обратиться в банк по месту жительства с заявлением о не согласии с операциями перевода. 16.10. 2019 года я обратился в МТС банк об отмене переводов которые я не делал и в полицию с заявлениями о мошенничестве.В полиции мои документы и заявление приняли, посмотрели телефон на вирусы, дали талон уведомление, сказали ждать ответ (пока ответа нет) .Мошенники сами заблокировали мой интернет банк. Они знали все мои данные. Сегодня получил письмо от банка МТС , где они уведомили меня, что все операции по карте были проведены правильно через дистанционный банк и оснований для возврата денег и приостановки кредитного договора у них нет. Что делать ? Если шансы на возврат средств ? Спасибо
Cтатья 856 ГК РФ предусматривает ответственность кредитного учреждения за необоснованное списание денежных средств со счета клиента. Можете попробовать обратится в суд, но судебная практика не однозначна. Если это кредитные день банка мтс, то пусть они и подают на вас, а вы подадите встречное заявление