Выдача лиц по УПК. Экстрадиция

Выдача лиц по УПК. Экстрадиция

В Российском праве известный термин «экстрадиция» заменен на понятие «выдача». Смысл этих понятий один и тот же.

Часть 1 ст.61 Конституции РФ гласит, что гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. В соответствии с ч.2 ст.63 Конституции РФ, выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах возможны на основе федерального закона или международного договора РФ.

                             ВЫДАЧА ЛИЦ ПО УПК

Порядок выдачи лиц  регулирует гл. 54 УПК РФ. Эта норма предусматривает два вида субъектов:

1.лицо, выданное иностранным государством, то есть, субъект экстрадиции;

  1. лицо, в отношении которого принято решение о выдаче, то есть, субъект выдачи.

Оба  эти субъекта  закон наделяет определенными процессуальными правами, когда их свободы ограничиваются на основании запроса о выдаче в другое государство.

В основном различий в правах этих субъектов нет. Всем им обеспечивается безопасность, соблюдение права на защиту, включающее в себя право оспорить законность выдачи в суде ( ст.463 УПК РФ). В случае если суд апелляционной инстанции откажет в удовлетворении жалобы названного субъекта, он вправе обжаловать этот судебный акт в   Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ (ч. 9 ст. 463 УПК).  Вступившее в силу решение можно затем  последовательно обжаловать в кассационном и надзорном порядке.

С момента экстрадиции на территорию РФ из иностранного государства в отношении субъекта начинают действовать российские законы. Следует отметить, что правовое положение экструдированного по законодательству РФ урегулировано недостаточно. Российский суд сталкивается с серьезной проблемой, если:1) право на защиту при экстрадиции было нарушено;

2) этот факт подтвердила международная правозащитная организация.

Критерии проверки законности процедуры выдачи, которые устанавливает российское судопроизводство изложены вв постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 №  11.

Так как Россия ратифицировала Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов наказания то суд при проверке доводов жалобы ,выдаваемого лица по запросу иностранного государства, должен установить наличие или отсутствие серьезных оснований считать, что к заявителю могут быть применены пытки, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание.

При такой оценке суду должен принимать во внимание общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве. То есть, суд вправе учитывать, показания лица, в отношении которого принято решение о выдаче, показания свидетелей, заключение МИД России о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, гарантии запрашивающего государства, доклады и иные документы, принятые в отношении такого государства международными органами. Кроме этого, суд должен оценить доводы лица, который подлежит выдаче, с учетом имеющейся совокупности всех доказательств.

Российским критериям соответствуют выработанные Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) принципы, на основании которых разрешаются вопросы об ответственности государства в связи с нарушением ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Когда субъект выдачи подвергается действительному риску столкнуться с обращением, запрещенным ст. 3 Конвенции, ЕСПЧ самостоятельно дает оценку действиям выдающего государства. Оценивая такое решение государства о выдаче, ЕСПЧ проверяет, подкреплено ли оно внутригосударственными материалами, а также материалами, полученными из иных надежных и объективных источников.

Проверка экстрадиции лица в РФ должна быть основана на критериях, которые содержатся в п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 14.06.2012 №  11. Только применять их следует к другому субъекту, то есть, к лицу, экструдированному иностранным государством.

Предметом судебного контроля будут следующие моменты:

1.соответствие экстрадиции уголовному и уголовно-процессуальному законодательству РФ;

  1. обеспечение права на защиту при экстрадиции в иностранном государстве;
  2. наличие угроз применения пыток на территории РФ, проверка их обоснованности и реальности;
  3. наличие решений международных органов по вопросам экстрадиции конкретного лица, оценка фактических обстоятельств дела, установленных таким решением, и т. д.

Суд может проводить проверку, как до экстрадиции, так и после того, как она состоялась. В первом случае заключение суда будет основой для надлежащей реализации экстрадиции из другого государства, подкрепления ее законности и проверки обоснованности в международном правовом органе.

Второй случай может иметь место при наличии сомнений в соблюдении прав экструдируемого лица при проведении процедуры выдачи. В таких случаях необходимо учитывать не только обоснованность действий принимающего государства, но и особенности правового регулирования подобного рода вопросов в выдающем государстве. Процедура проверки должна соответствовать ст. 463 УПК РФ.

(89)