Запреты для родственников на муниципальной службе

Какие запреты установлены для родственников на муниципальной службе

Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а служащий не может на ней находиться в случае близкого родства или свойства с другим муниципальным служащим, если между ними возникают отношения непосредственной подчиненности или подконтрольности. Этот запрет действует в том числе в ситуации, когда муниципальный служащий непосредственно подчинен либо подконтролен главе муниципального образования, возглавляющему местную администрацию, который является его родственником или свойственником. Правило установлено в статье 13 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе…». Кроме того, близкий родственник или свойственник главы муниципального образования не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту.

Близкими родственниками или свойственниками являются родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей (ч. 2 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

Еще один запрет установлен для должностей председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования .Гражданина нельзя назначать на эти должности в случае его близкого родства или свойства:

1.с председателем представительного органа;

2.главой муниципального образования;

3.главой местной администрации;

4.руководителем судебного или правоохранительного органа, расположенного на территории муниципального образования.

Муниципальный служащий при наличии близкого родства или свойства с этими лицами также не вправе замещать данные должности в контрольно-счетном органе. Эти ограничения установлены, чтобы избежать возможного отрицательного влияния близких родственных связей на служебные отношения и качество служебной деятельности, злоупотребления служебным положением.

При выявлении родственных связей следует учитывать, что в целях противодействия коррупции установлено ограничение не на любую подчиненность или подконтрольность для близких родственников и свойственников, а только на непосредственную. В то же время специалисты кадровых служб органов местного самоуправления зачастую неверно трактуют понятия «непосредственная подчиненность» и «подконтрольность», так как они не определены законодательством.

Суды разных инстанций толкуют термин «непосредственная подчиненность» как наличие обязанности служащего исполнять приказы или распоряжения ближайшего к нему в иерархии руководителя.

Непосредственную подчиненность можно установить путем анализа должностных инструкций и правовых документов, регламентирующих статус органа местного самоуправления или отдельных его структурных подразделений. Обычно в них указано, что муниципальный служащий подчиняется конкретному должностному лицу, исполняет его приказы и распоряжения.

Подконтрольность означает, что один муниципальный служащий на основании юридических документов, определяющих его статус, вправе контролировать другого служащего, который ему непосредственно не подчинен.

Родственные связи, которые могут привести к возникновению конфликта интересов, выявляют:

1.кадровые службы органов МСУ при приеме на муниципальную службу;

2.сами граждане, поступающие на муниципальную службу;

3.служащие, состоящие друг с другом в близком родстве или свойстве;

4.комиссии по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе.

Чтобы принять решение о наличии или возможности возникновения конфликта интересов, в каждом случае необходимо исследовать документы, определяющие должностные обязанности и взаимные права муниципальных служащих. В первую очередь:

1.должностную инструкцию или должностной регламент;

2.положение о структурном подразделении органа местного самоуправления;

3.нормативные акты, регламентирующие полномочия должностных лиц органа местного самоуправления и муниципальных служащих.

Если в результате их анализа выявлен конфликт интересов и дело дойдет до суда, то последний признает

Если при поступлении гражданина на муниципальную службу выясняется, что возникнет непосредственная подчиненность либо подконтрольность, ему надо отказать в замещении должности. Если две должности предусмотрены в одном структурном подразделении, но не соподчинены и неподконтрольны друг другу, то оснований для отказа в их замещении в силу близкого родства или свойства нет.

Президиум Верховного суда сформулировал эту позицию в Обзоре практики по рассмотрению в 2012–2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков (утв. 30.07.2014)

Если факт непосредственной подчиненности или подконтрольности выяснится уже после поступления на службу, кадровая служба должна принять меры, чтобы устранить нарушение. Решением проблемы может стать перевод одного из служащих на другую должность либо его увольнение. При этом в Законе № 25-ФЗ не указано, кого из двоих служащих следует уволить. Президиум Верховного суда считает, что увольнению подлежит служащий, принятый на службу последним, поскольку именно в силу этого факта возникло нарушение.

Непосредственная подчиненность или подконтрольность одного родственника другому — частный случай конфликта интересов на муниципальной службе. У служащего, оказавшегося в такой ситуации, возникает обязанность письменно уведомить об этом факте представителя нанимателя (работодателя).

Порядок уведомления о возникновении у лиц, замещающих должности муниципальной службы, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утверждает орган МСУ. Он же определяет в этом порядке форму уведомления. В уведомлении должны быть указаны обстоятельства, которые стали причиной возникновения личной заинтересованности, а также предлагаемые лицом меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Законодатель установил запрет лишь на формальные отношения родственников и свойственников, которые подконтрольны или подчинены друг другу на муниципальной службе. Закон не запрещает непосредственную подчиненность и подконтрольность между бывшими супругами, которые расторгли брак формально, даже если фактически они сохранили супружеские отношения. Поэтому вариант отношений «формально врозь, а фактически вместе» не будет свидетельствовать о наличии конфликта интересов.

При каких условиях родственники могут проходить службу в местной администрации

Факт службы родственников в одной местной администрации — это не нарушение ограничения, установленного п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона № 25-ФЗ. Если они не имеют властных полномочий по принятию организационных решений в отношении друг друга, непосредственно не подчинены и неподконтрольны друг другу, то они вправе работать даже в одном структурном подразделении администрации.

Однако здесь надо иметь в виду, что, даже когда непосредственной подчиненности или подконтрольности нет, в ряде случаев может возникать конфликт интересов. Например, если глава местной администрации принимает решение о выплате премии не подчиненной ему непосредственно жене или о привлечении ее к дисциплинарной ответственности. Таких ситуаций следует избегать. Возможное решение — делегировать данные полномочия другому должностному лицу.

Законодательство не запрещает лицам, находящимся в близком родстве или свойстве, одновременно замещать должности в органе МСУ и в подведомственном ему учреждении. Но между этими родственниками может постоянно возникать ситуация конфликта интересов, которую надо будет урегулировать. Например, отводить данных должностных лиц от принятия решения. Это может сделать взаимодействие органа МСУ с подведомственным учреждением затруднительным. Чтобы избежать проблем, рекомендуем перевести муниципального служащего на такую должность, на которой он не будет задействован в принятии решений в отношении подведомственного учреждения.

(2)