Допустимость материалов административных производств
С уголовно-процессуальными граничат принудительные действия, которые правоохранительные органы проводят в рамках административного судопроизводства. Например,
1.личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП);
- доставление (ст. 27.2 КоАП);
- административное задержание;
- осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов ;
5.досмотр транспортного средства;
- личный таможенный досмотр;;
7.досмотр граждан, почтовых и багажных отправлений, транспортных средств и перевозимых грузов при наличии достаточных оснований полагать, что осуществляются незаконные хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (п. 3 ст. 48 Федерального закона от 08.01.1998 № 3 ФЗ);
- личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся публичные и массовые мероприятия, (п. 18 ст. 13 ФЗ «О полиции»);
- осмотр транспортного средства и (или) груза, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченной оборотоспособности ;
- осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях.
При этом иногда на момент проведения этих действий может быть еще неясно, признаки какого именно правонарушения имеют место — административного или уголовного. Например, применительно к таким видам нарушений, как:
1.побои ;
2.воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий ;
- хулиганство;
- нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение вреда здоровью потерпевшего ;
4.правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств и т. д.
В таких случаях, если неопределенность в отраслевой принадлежности правонарушения объективно имела место, а не поддерживалась притворно, то материалы, полученные естественным образом в результате административных действий, в том числе орудия совершения или предметы предполагаемого административного правонарушения, а также протоколы этих действий не должны рассматриваться как полученные в нарушение требований закона. И значит, после выявления в деянии признаков преступления они могут передаваться для приобщения к материалам уголовного дела в качестве допустимых доказательств — вещественных доказательств и «иных документов».
При этом для признания таких предметов вещественными доказательствами по уголовному делу потребуется их уголовно-процессуальный осмотр. При необходимости — назначение экспертизы, а после возбуждения уголовного дела и разрешение вопроса о приобщении к нему в качестве доказательств. Другими словами, такого рода материалы начнут использоваться, как правило, уже в ходе проверки первичных данных о преступлении, то есть в стадии возбуждения уголовного дела.
(1)