Допустимость материалов административных производств

Допустимость материалов административных производств

С уголовно-процессуальными граничат принудительные действия, которые  правоохранительные органы проводят в рамках административного судопроизводства. Например,

1.личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП);

  1. доставление (ст. 27.2 КоАП);
  2. административное задержание;
  3. осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов ;

5.досмотр транспортного средства;

  1. личный таможенный досмотр;;

7.досмотр граждан, почтовых и багажных отправлений, транспортных средств и перевозимых грузов при наличии достаточных оснований полагать, что осуществляются незаконные хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (п. 3 ст. 48 Федерального закона от 08.01.1998 № 3 ФЗ);

  1. личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся публичные и массовые мероприятия, (п. 18 ст. 13 ФЗ «О полиции»);
  2. осмотр транспортного средства и (или) груза, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченной оборотоспособности ;
  3. осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях.

При этом иногда на момент проведения этих действий может быть еще неясно, признаки какого именно правонарушения имеют место — административного или уголовного. Например, применительно к таким видам нарушений, как:

1.побои ;

2.воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий ;

  1. хулиганство;
  2. нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение вреда здоровью потерпевшего ;

4.правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств и т. д.

В таких случаях, если неопределенность в отраслевой принадлежности правонарушения объективно имела место, а не поддерживалась притворно, то материалы, полученные естественным образом в результате административных действий, в том числе орудия совершения или предметы предполагаемого административного правонарушения, а также протоколы этих действий не должны рассматриваться как полученные в нарушение требований закона. И значит, после выявления в деянии признаков преступления они могут передаваться для приобщения к материалам уголовного дела в качестве допустимых доказательств — вещественных доказательств и «иных документов».

При этом для признания таких предметов вещественными доказательствами по уголовному делу потребуется их уголовно-процессуальный осмотр. При необходимости — назначение экспертизы, а после возбуждения уголовного дела и разрешение вопроса о приобщении к нему в качестве доказательств. Другими словами, такого рода материалы начнут использоваться, как правило, уже в ходе проверки первичных данных о преступлении, то есть в стадии возбуждения уголовного дела.

(1)