Как добиться рассмотрения жалобы в Конституционном Суде

Как добиться рассмотрения жалобы в Конституционном Суде

Перед обращением в КC следует прежде всего убедиться, что права заявителя нарушили именно применением оспариваемого нормативно-правового акта.  КС не рассматривает жалобы в которых заявитель просит  оценить действия госорганов либо исправил  ошибки судов при оценке доказательств, выборе применимой нормы или заменил собой законодателя.

Прежде чем составлять жалобу необходимо проанализировать текст закона: есть ли в нем неопределенность или внутренние противоречия. После этого следует изучить, как суды толкуют норму, есть ли расхождения в решениях, вызывает ли она системные ошибки в правоприменении.

Нужно проверить не рассматривал ли ранее КС подобные дела, имеется ли возможность  опереться на его позиции изложенные в других решения КС. Надо искать альтернативные обоснования: анализировать международные стандарты, обращаться к правовым подходам КС в смежных вопросах, изучать историю принятия закона.

Когда уже сложилась практика КС,  но  она не в пользу заявителя, нужно проанализировать, чем ваш конкретный  случай отличается от предыдущего, чтобы обосновать, почему КС должен принять  вашу жалобу.

Необходимо проверить не пропущен ли срок обращения в КС, который, как известно, составляет год. Это срок пресекательный, продлить или восстановить его нельзя. Срок  начинает течь с даты принятия последнего судебного акта, которым исчерпываются средства судебной защиты, а не с момента, когда решение вступило в силу или его текст получил заявитель. Последним судебным актом является судебный акт  которым завершается система судебной защиты по конкретной категории дел. Как правило, это  Верховный суд РФ.

Чтобы повысить шансы на успех к подаче жалобы в КС нужно готовиться уже на стадии подачи заявления в суд. Если в судебной практики закон  применяется  изначально неверно и не соответствует Конституции, следует сразу включать  в иск конституционно-правовую аргументацию.

На практике суды часто игнорируют ссылки на практику КС, однако стороны по делу  вправепросить суд обратиться за разъяснением в КС, если усматривают неконституционность  правовой нормы. Суд может отказать в этой просьбе, но такое ходатайство впоследствии поможет усилить позицию по жалобе в КС.

До подачи жалобы нужно собрать доказательства того, что проблема затрагивает широкий круг лиц. Можно  ссылаться на  данные  статистики о количестве пострадавших компаний и граждан, примеры из практики,  экспертные заключения, анализы и т.д...

Нередко есть необходимость изучить историю принятия  нормативного актов. Например, в законопроекте может не было установлено какого-то ограничения, а при принятии акта они появились.

Жалоба в КС  должна соответствовать требованиям закона жалоба ФКЗ-1 ст.37. В ней нужно указать следующее:

— точное название и реквизиты оспариваемой нормы;

— статьи Конституции, которые нарушает эта норма;

— обстоятельства, которые подтверждают нарушение прав;

— правовую позицию, обоснованную ссылками на Конституцию, постановления КС и правовые принципы.

Свои требования в жалобе нужно формулировать четко. Необходимо  указать, каким именно статьям Конституции, в каком толковании и почему норма противоречит.  Для правильной формулировки требований можно  найти постановления КС по схожей тематике и посмотреть, как сформулирована просительная часть. Формулировку из этого решения можно адаптировать под свою ситуацию.

 

(4)