Как включить пенсию в конкурсную массу
Одним из источников дохода граждан является пенсия, на который можно обратить взыскание в рамках процедуры банкротства. При этом суд должен сохранить должнику прожиточный минимум, обеспечив баланс интересов кредиторов и банкрота. Единого механизма по этому вопросу суды пока не выработали...
Пенсионер вправе самостоятельно выбирать способ получения пенсии. Управляющий не может влиять на этот выбор, что открывает возможности для злоупотребления со стороны должника. Суды допускали возможность перечисления пенсии по требованию финансового управляющего на основной банковский счет должника, открытый управляющим в целях аккумулирования средств для расчетов с кредиторами. Если должник добровольно не передавал в конкурсную массу полученные суммы пенсии (за вычетом прожиточного минимума), управляющий обращался в территориальный орган Пенсионного фонда с требованием о перечислении пенсии непосредственно на основной банковский счет должника. При неисполнении этого требования управляющий обращался в суд в рамках дела о банкротстве с ходатайством о разрешении соответствующих разногласий.
С 01.01.2019 года вступили в силу изменения в ч. 12 ст. 21 ФЗ РФ «О страховых пенсиях». Согласно новой редакции выплата страховой пенсии производится пенсионеру в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании гражданина банкротом. Доставка страховой пенсии производится по желанию пенсионера либо через кредитную организацию путем зачисления на счет пенсионера, либо через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий, путем вручения пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку.
В судебной практике сложилось два противоположных подхода к вопросу включения пенсионных выплат должника в конкурсную массу.
- Пенсионные выплаты являются частью имущества должника, приобретенного после введения процедуры банкротства. Права в отношении этого имущества осуществляет финансовый управляющий. В связи с этим суммы пенсии подлежат включению в конкурсную массу, за исключением установленной величины прожиточного минимума.
- Нормы законодательства о банкротстве носят специальный характер по отношению к нормам пенсионного законодательства, поскольку банкротство означает введение специального правового режима в отношении имущественных прав должника. Поэтому финансовый управляющий вправе устанавливать порядок доставки пенсии должнику путем ее перечисления на банковский счет должника, открытый в процедуре банкротства.
Пункт 12 ст. 21 Закона о страховых пенсиях означает лишь то, что признание пенсионера несостоятельным не является основанием для прекращения или приостановления выплаты пенсионного обеспечения. Пенсионные обязательства государства подлежат исполнению, при этом порядок получения пенсии определяется финансовым управляющим как законным представителем гражданина-банкрота.
Способ выплаты страховой пенсии определяется исключительно специальным пенсионным законодательством, которое не предусматривает определения способа выплаты путем зачисления на специальный банковский счет на основании волеизъявления финансового управляющего. Введение процедуры банкротства не должно повлечь за собой ухудшение условий выплаты пенсии. Зачисление суммы пенсии на специальный банковский счет означало, что непосредственная передача пенсии должнику осуществляется не органом Пенсионного фонда, а финансовым управляющим. Это зачастую влекло нарушение прав пенсионера-должника вследствие несвоевременной передачи ему пенсии или передачи не в полном размере.
Верховный суд однозначно указал, что выплата и доставка пенсии гражданину-банкроту должна осуществляться согласно его волеизъявлению в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством. Финансовый управляющий не вправе определять порядок выплаты пенсии должнику.
Этот вывод ВС обосновал следующими доводами:
1.Основное содержание пенсионного обеспечения заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворению его основных жизненных потребностей. Особое значение пенсии для поддержания материального положения гарантируется на законодательном уровне;
2.Пенсионное законодательство носит специальный характер, и только оно устанавливает правила выплаты пенсии. Изменения в ч. 12 ст. 21 Закона о страховых пенсиях устанавливают дополнительные гарантии своевременного и полного получения пенсии в процедуре банкротства;
3.Выбор способа доставки пенсии осуществляет только сам пенсионер путем подачи заявления. Иных правил, в том числе о выплате и доставке пенсии согласно требованию финансового управляющего иным способом, отличным от указанного в заявлении пенсионера, или на открытый управляющим счет, пенсионное законодательство не содержит.
Основываясь на позиции ВС, суды при рассмотрении споров о перечислении сумм пенсии на специальный банковский счет стали приходить к выводу, что положения ч. 12 ст. 21 Закона о страховых пенсиях с 01.01.2019 вывели из состава конкурсной массы гражданина-банкрота выплачиваемую ему страховую пенсию. Причем этот вывод касался не части пенсии в виде прожиточного минимума, а именно всей выплачиваемой должнику пенсии. Таким образом, суды начали склоняться к исключению из конкурсной массы всех пенсионных выплат в пользу должника.
Полная утрата финансовым управляющим контроля за поступлением пенсионных выплат привела к ситуации, когда у должника фактически появилась возможность получать суммы пенсии сверх величины прожиточного минимума и свободно распоряжаться ими... При этом финансовый управляющий не имел возможности пресечь такую ситуацию.
В связи с этим ВС в дальнейшем разделил вопросы о выборе способа получения пенсии и о распоряжении полученной суммой, а также уточнил объем полномочий финансового управляющего в части пенсионных выплат. ВС разъяснил, что установленные пенсионным законодательством правила выплаты пенсии не определяют судьбу полученной должником суммы и порядок ее расходования, который должен определяться законодательством о банкротстве. Пенсионные выплаты за вычетом величины прожиточного минимума и иных исключаемых из-под взыскания сумм подлежат включению в конкурсную массу.
При этом полномочия финансового управляющего сводятся к следующему:
1.Определить сумму пенсии, которая должна поступать в конкурсную массу, за вычетом величины прожиточного минимума и размера дополнительно исключаемой из-под взыскания суммы;
2.Довести до сведения должника возможность в судебном порядке исключить из конкурсной массы сумму, превышающую прожиточный минимум;
3.Предупредить о возможных последствиях неперечисления в конкурсную массу сумм пенсии.
ВС указывает два способа воздействия на должника, не исполняющего обязанность по передаче пенсионных выплат в конкурсную массу:
- Угроза неприменения в отношении должника правила об освобождении от исполнения обязательств после завершения расчетов с кредиторами. Однако, этот способ не гарантирует пресечения злоупотреблений со стороны должника в ходе самой процедуры банкротства и непосредственного пополнения конкурсной массы.
- Обращение в суд с разногласиями по поводу передачи в конкурсную массу пенсионных выплат. Такие разногласия выражаются в требовании финансового управляющего обязать должника вернуть на специальный банковский счет излишне полученную пенсию и ежемесячно возвращать в конкурсную массу часть получаемой пенсии за вычетом прожиточного минимума до завершения процедуры банкротства.
Если должник уклоняется от передачи в конкурсную массу соответствующей части пенсии, суды возлагают на финансового управляющего обязанность принять меры к возврату в конкурсную массу причитающихся кредиторам денежных средств за прошедший период и предотвращению необоснованного расходования средств конкурсной массы в будущем.
Закон допускает ограничение права пенсионера на получение пенсии путем удержания соответствующей части при наличии решения суда о взыскании пенсионных выплат вследствие злоупотребления правом, установленного в судебном порядке.
По результатам рассмотрения заявления финансового управляющего или конкурсного кредитора суд может использовать следующие способы пресечения злоупотреблений должника.
- Удержать ту часть пенсии, которая подлежит включению в конкурсную массу, и перечислить ее на специальный банковский счет.
- Признать недействительным немотивированное изменение должником ранее выбранного способа получения пенсии, если такое изменение снижает возможность включения части получаемой должником пенсии в конкурсную массу.
- Установить, что перечисление пенсионных выплат должно осуществляться на банковский счет со специальным режимом распоряжения денежными средствами: частью, подлежащей включению в конкурсную массу, распоряжается только финансовый управляющий, частью в размере прожиточного минимума и других сумм, исключаемых из конкурсной массы, — только должник.
(0)