Компенсация за неиспользованный отпуск при сокращении
Официальные разъяснения по вопросу, какую компенсацию за неиспользованный отпуск — полную или пропорциональную — выплачивать при сокращении работника во второй и последующие рабочие различаются.
Различные уполномоченные ведомства много раз комментировали вопрос о размере компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата компании. В частности, этому были посвящены следующие документы:
— письма Роструда от 04.03.2013 № 164-6-1 и от 09.08.2011 № 2368‑6-1;
— недавние Рекомендации Роструда, утвержденные на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол № 2 от 19.06.2014.
Чтобы разобраться, какой позиции следует придерживаться необходимо обратится к нормативной базе.
Трудовой кодекс регулирует не только время работы, он устанавливает виды периодов отдыха и их минимальную продолжительность. К числу периодов длительного отдыха относится ежегодный основной оплачиваемый отпуск, продолжительность которого в общем случае составляет 28 календарных дней.
Оплачиваемый отпуск предоставляется ежегодно. В стаж, дающий право на этот отпуск, включаются как периоды работы, так и время самого отпуска. Из этих норм можно сделать следующие выводы:
1) каждый рабочий год ( отсчет которых ведется со дня приема на работу) состоит из 11 месяцев работы (округленно) и 28 календарных дней отпуска (округленно один месяц);
2) за один месяц «отпускного» стажа полагается 2,33 календарного дня (28 календ. дн. : 12 мес.) отпуска.
Поскольку прием на работу может быть произведен в любой день календарного года, предоставление работникам отпусков строго по истечении 11 месяцев работы было бы неправильным: поступивший на работу в январе всегда получал бы отпуск в декабре, а заключивший трудовой договор в июле — отдыхал бы всегда в июне и т. д.
В связи с этим отпуск полной продолжительности за первый рабочий год может быть предоставлен уже через шесть месяцев непрерывной работы, а второй и последующие отпуска могут предоставляться в любое время соответствующего рабочего года, в том числе и авансом.
Таким образом, на день увольнения работника могут возникнуть две противоположные по характеру ситуации:
— работник заработал определенное число дней отпуска, но не использовал их;
— работник использовал отпуск авансом, но не отработал соответствующее количество месяцев своего последнего рабочего года.
В первом случае при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска .
Во втором случае работодатель имеет право из зарплаты, начисленной в окончательный расчет, произвести удержание суммы отпускных, приходящихся на использованные работником, но не отработанные ко дню увольнения дни отпуска.
Компенсация за неиспользованный отпуск- оформление, расчет, налоги и взносы
Из общих правил есть исключения. Если трудовой договор прекращается в связи с ликвидацией организации или сокращением ее численности или штата, действует особый порядок.
Когда отпускные, выплаченные авансом, не удерживаются.
Работодатель не имеет права удерживать из зарплаты увольняемого работника суммы оплаты за дни использованного, но не отработанного отпуска, если трудовой договор прекращается в связи:
— с ликвидацией ;
— сокращением численности или штата компании.
НАПРИМЕР:
Расчет количества дней отпуска, использованных авансом Работника увольняют в связи с сокращением численности и штата работников организации 31 октября 2014 года.
За рабочий год (с 23 апреля 2014 года по 22 апреля 2015 года) работник использовал 28 календарных дней ежегодного оплачиваемого отпуска в августе 2014 года.
Необходимо определить, сколько дней отпуска работник отгулял авансом, следует ли при его увольнении удерживать излишне выплаченные отпускные?
ОТВЕТ:
На день увольнения стаж, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск, за указанный рабочий год составил 6 месяцев 8 дней.
Излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца.
Таким образом, в данном случае «отпускной» стаж составляет 6 месяцев и работник имеет право на 14 календарных дней отпуска (28 календ. дн. : 12 мес. × 6 мес.).
Использовано, но не отработано 14 календарных дней (28 дн. – 14 дн.) ежегодного оплачиваемого отпуска.
Но работодатель не имеет права удержать суммы среднего заработка, начисленного работнику за «лишние» дни отпуска.
Таким образом, сокращаемый работник получает своеобразный «подарок» — денежную сумму, равную оплате за дни отпуска, приходящиеся на оставшиеся до окончания рабочего года месяцы.
Когда выплачивается полная компенсация за неполный рабочий год
Трудовым законодательством предусмотрено, что при увольнении в связи с ликвидацией компании (сокращением штата) работнику, который не использовал свое право на отпуск, выплачивается полная компенсация за неиспользованный отпуск — средний заработок за 28 календарных дней. Это правило действует, если увольняемый сотрудник проработал не менее 5,5 месяцев, подлежащих зачету в «отпускной» стаж .
При увольнении по сокращению штата работнику были выплачены выходное пособие и средний заработок за период трудоустройства. Через три дня работник заболел. Больничный лист он принес на следующий день после выздоровления. Возникает вопрос: нужно ли оплачивать больничный?
Ответ: В данной ситуации работник может претендовать на пособие. Так как он заболел в течение 30 дней после увольнения и вовремя предъявил больничный лист.
Однако за период болезни, совпавший с периодом трудоустройства после сокращения, работник может получить либо пособие, либо средний заработок. Как правило, сумма пособия оказывается меньше среднего заработка, и работнику невыгодно его выбирать.
Такой работник имеет право получить как сумму оплаты за дни заработанного ко дню увольнения отпуска, так и аналогичный указанному выше «подарок»: сумму оплаты за незаработанные дни отпуска, приходящиеся на оставшиеся до окончания рабочего года месяцы.
Наличие взаимосвязи между правом сокращаемого работника на получение полной компенсации за неиспользованный отпуск и запретом на удержание из его заработной платы суммы оплаты за неотработанные дни отпуска на практике замечают далеко не всегда. Это приводит к появлению ошибочных разъяснений.
Например: в вышеуказанных письмах Роструда был сделан вывод: п. 28 Правил об отпусках, предусматривающий полную компенсацию при увольнении работника, проработавшего от 5,5 до 11 месяцев в году и уволенного по основаниям, предусмотренным в данном пункте, применяется в том случае, если работник проработал в данной организации меньше года. Компенсация за второй рабочий год выплачивается пропорционально отработанному времени.
Может показаться, что эти разъяснения правомерны, поскольку основаны на дословном прочтении указанного пункта. Однако авторы писем забыли о необходимости рассмотрения всех норм законодательства о труде во взаимной зависимости.
Во-первых, запрет на удержание сумм оплаты за неиспользованные дни отпуска действует независимо от того, когда увольняют работника — в течение первого года работы или позже. Тогда и требование о выплате полной компенсации должно действовать и в случае увольнения работника в течение второго и последующих годов.
Иначе получается, что использовавшие авансом отпуск за второй и последующие рабочие годы работники получают «подарок» (при том, что успели отдохнуть), а не отдыхавшие работники «наказаны»: ни отдыха, ни денег. Очевидно нарушение равенства прав работников.
Во-вторых, предполагается, что стороны трудового договора добросовестно исполняют все требования законодательства, в том числе о ежегодном предоставлении оплачиваемого отпуска. То есть каждый рабочий год рассматривается отдельно от других.
Новые рекомендации соответствуют закону
В последующем Роструд изменил свою позицию и подтвердил: пункт 28 Правил об отпусках конкретизирует общие положения о праве на отпуск применительно к компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Так, при увольнении работника по любым причинам проработавшего у данного работодателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, он получает полную компенсацию. Отсюда, и в иных случаях выплаты полной компенсации при увольнении речь идет о периоде, за который предоставляется отпуск (рабочий год), а не об общей продолжительности работы у данного работодателя.
Следовательно, работник, проработавший у работодателя больше одного года и увольняемый в связи с сокращением ее численности или штата, вправе получить полную компенсацию за неиспользованный отпуск за последний рабочий год , но только при условии, что он имеет в этом периоде пять с половиной и более месяцев стажа, дающего право на отпуск. К аналогичным выводам приходят и суды. Но следует отметить, что на практике далеко не всегда складываются идеальные ситуации и разобраться в них бухгалтеру бывает.
(13517)
Бюджетная организация в резервный фонд заложила компенсацию за отпуск . Правомерно ли если мы за счет резерва выплачиваем компенсацию за отпуск при увольнении. Налога на прибыль у нас не начисляется так как у нас бюджет
Закон № 79-ФЗ не содержит положений о замене отпуска гражданских служащих денежной компенсацией. В нем указано только, что компенсация за все неиспользованные отпуска выплачивается гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы (ч. 13 ст. 46 Закона № 79-ФЗ).
Однако это не значит, что замена отпуска госслужащих денежной компенсацией в принципе невозможна. К отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной законодательством о госслужбе, применяется трудовое законодательство (ч. седьмая ст. 11 ТК РФ, ст. 73 Закона № 79-ФЗ). Таким образом, допустима замена части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, денежной компенсацией (ст. 126 ТК РФ). При этом нужно учесть следующее:
– компенсация выплачивается лишь при согласии работодателя, то есть у госслужащего нет безусловного права на частичную замену отпуска;
– недопустимость такой замены может быть предусмотрена нормативным актом, регулирующим труд отдельной категории госслужащих (например, для сотрудников таможенных органов (п. 2 ст. 35 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ));
– замену часто не позволяют осуществить особенности бюджетного финансирования.
Так как единый порядок замены части отпуска компенсацией отсутствует, в настоящее время государственные органы решают этот вопрос самостоятельно. Например, в ФСКН России может быть заменена компенсацией часть ежегодного отпуска гражданских служащих, превышающая 30 дней, а замещающим высшие и главные должности гражданской службы – превышающая 35 дней1.
Законопроект № 676021-6 предусматривает, что заменить можно будет часть ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает 28 календарных дней. Госслужащие смогут претендовать на полную замену части отпуска сверх 28 дней или любого количества дней из этой части.