Корпоративный автомобиль -нужно ли проводить медосмотры работнику, которому работодатель предоставил корпоративный автомобиль?
По закону проводятся разные виды обязательных медосмотров:
- Предварительные и периодические медосмотры проходят работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта.
- Предрейсовые медосмотры проводятся «в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.
- Послерейсовые медосмотры нужно проводить при работе лица «в качестве водителя», если работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Отсюда, нигде прямо не сказано, что медосмотры надо проводить и в отношении работников, которые не работают водителями, но используют корпоративные автомобили. Однако, часть инспекторов судов считают, что медосмотры необходимы вне зависимости от занимаемой должности. Главное, что работник управляет автомобилем.
В делах, которые компании проигрывали, суды обращали внимание, на следующие обстоятельства:
- Работнику выдавали путевой лист для бухгалтерской отчетности, в котором он значился водителем;
- В должностной инструкции указано, что работник обязан знать устройство автомобилей, иметь водительские права, стаж, выполнять трудовую функцию, используя автомобиль;
- Работнику выдавали маршрутный лист, в соответствии с которым он должен был осуществлять поездки.
Во всех этих делах суды признали законным штраф за непрохождение предрейсовых медосмотров.
На указанные выше моменты суды обращают внимание и в спорах по поводу проведения предварительных и периодических медосмотров.
Таким образом, полностью исключить риск ответственности нельзя. Суд может истолковать закон так, что если работник оказывается за рулем автомобиля, переданного ему компанией, он тем самым автоматически начинает работать и в качестве водителя. Тем не менее снизить риски можно.
Но есть и противоположная позиция, согласно которой медосмотры для работников, которые управляют корпоративным автомобилем, но не являются водителями, и им не нужны, регулярные медосмотры. Так считают чиновники Роструда. Эту позицию обосновывают следующим образом. Такие сотрудники не работают в должности водителя и их трудовая функция не включает в себя управление транспортом.
В делах, в которых работодателям удавалось оспорить штраф, суды также исходили из того, что медосмотры не нужны, если работа не связана с движением транспортных средств и в обязанности сотрудника не входят обязанности водителя.
Суды ссылались на следующие обстоятельства:
- Корпоративный автомобиль — дополнительная гарантия, а не рабочее место сотрудника;
- Работник не выполняет в корпоративном автомобиле трудовую функцию;
- В должностные обязанности работника не входят обязанности водителя;
- Автомобиль создает дополнительные удобства для работников при выполнении должностных обязанностей;
- Работник не перевозит грузы и пассажиров;
- Должность водителя в штатном расписании компании отсутствует.
Но следует учесть, что суд в конкретном деле указал на отсутствие необходимости проведения предрейсовых медосмотров, не означает, что он укажет на это же в отношении предварительного и периодических медосмотров.
(3)