Корпоративный автомобиль- медосмотры

Корпоративный автомобиль -нужно ли проводить медосмотры работнику, которому работодатель предоставил корпоративный автомобиль?

По закону проводятся разные виды обязательных медосмотров:

  1. Предварительные и периодические медосмотры проходят работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта.
  2. Предрейсовые медосмотры проводятся «в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.
  3. Послерейсовые медосмотры нужно проводить при работе лица «в качестве водителя», если работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Отсюда, нигде прямо не сказано, что медосмотры надо проводить и в отношении работников, которые не работают водителями, но используют корпоративные автомобили.  Однако, часть инспекторов  судов считают, что медосмотры необходимы вне зависимости от занимаемой должности. Главное, что работник управляет автомобилем.

В делах, которые компании проигрывали, суды обращали внимание, на следующие обстоятельства:

  1. Работнику выдавали путевой лист для бухгалтерской отчетности, в котором он значился водителем;
  2. В должностной инструкции указано, что работник обязан знать устройство автомобилей, иметь водительские права, стаж, выполнять трудовую функцию, используя автомобиль;
  3. Работнику выдавали маршрутный лист, в соответствии с которым он должен был осуществлять поездки.

Во всех этих делах суды признали законным штраф за непрохождение предрейсовых медосмотров.

На указанные выше моменты суды обращают внимание и в спорах по поводу проведения предварительных и периодических медосмотров.

Таким образом, полностью исключить риск ответственности нельзя. Суд может истолковать закон так, что если работник оказывается за рулем автомобиля, переданного ему компанией, он тем самым автоматически начинает работать и в качестве водителя. Тем не менее снизить риски можно.

Но есть и противоположная позиция, согласно которой медосмотры для работников, которые управляют корпоративным автомобилем, но не являются водителями,  и им не нужны, регулярные медосмотры. Так считают чиновники  Роструда. Эту позицию обосновывают следующим образом. Такие сотрудники не работают в должности водителя и их трудовая функция не включает в себя управление транспортом.

В делах, в которых работодателям удавалось оспорить штраф, суды также исходили из того, что медосмотры не нужны, если работа не связана с движением транспортных средств и в обязанности сотрудника не входят обязанности водителя.

Суды ссылались на следующие обстоятельства:

  1. Корпоративный автомобиль — дополнительная гарантия, а не рабочее место сотрудника;
  2. Работник не выполняет в корпоративном автомобиле трудовую функцию;
  3. В должностные обязанности работника не входят обязанности водителя;
  4. Автомобиль создает дополнительные удобства для работников при выполнении должностных обязанностей;
  5. Работник не перевозит грузы и пассажиров;
  6. Должность водителя в штатном расписании компании отсутствует.

Но следует учесть, что суд в конкретном деле указал на отсутствие необходимости проведения предрейсовых медосмотров, не означает, что он укажет на это же в отношении предварительного и периодических медосмотров.

(3)