Ошибки при составлении  претензии

Ошибки при составлении  претензии

Суд не признает в качестве претензии акт сверки взаимных расчетов, который компания направила контрагенту, даже если он содержит данные о задолженности.

Верховный суд в прошлом году обобщил практику по претензиям и ответил на многие проблемные вопросы. Однако суды по-прежнему часто возвращают иски или оставляют их без движения со ссылкой на то, что истец нарушил досудебный порядок. Из-за каких ошибок компания рискует получить иск обратно и пропустить при этом срок исковой давности и как таких ошибок избежать, читайте в статье.

В претензии следует максимально подробно указать требования и их обоснование, то есть предмет и основание будущего иска. Если в исковом заявлении будут требования, о которых ранее ответчику не сообщали, суд может вернуть иск в той части, которая не упомянута в претензии. Например, если в претензии требовали вернуть только сумму основного долга, суд вернет иск о взыскании неустойки.

Пример: арендодатель обратился в суд, чтобы взыскать с арендатора 551 тыс. руб. неустойки за то, что тот вовремя не внес арендные платежи. Первая инстанция вернула ему иск из-за того, что он нарушил претензионный порядок. Суд выяснил, что в претензии, которую истец направил ответчику, он требовал оплатить основной долг. Неустойку истец только упомянул, но не написал конкретную сумму и период, за который ее начислил. Суд отметил: в таком случае истец должен был направить ответчику отдельную претензию с требованием заплатить неустойку. Обжаловать определение первой инстанции в апелляции и кассации истцу не удалось.

Если в претензии указан только основной долг, а в иске заявлена еще неустойка, есть риск, что суд оставит иск без рассмотрения в соответствующей части. Хотя Пленум указывал судам в такой ситуации принимать исковое заявление, этому правилу следуют не все судьи. Поэтому советуем указывать в претензии кроме основного долга еще сумму неустойки, если планируете ее взыскивать.

Если же размер требований изменился после подачи иска, то повторную претензию направлять не требуется.  Например, при уменьшении цены иска после того, как ответчик частично погасил задолженность, или, наоборот, при увеличении периода просрочки. Кроме того, суд не станет оставлять иск без движения или возвращать из-за арифметической ошибки.

Например, в одном деле ответчик заявлял, что претензионный порядок не соблюден, так как размер требований в иске отличается от сумм, которые истец указал в претензии. Три инстанции отклонили его довод со ссылкой на позицию, которую Верховный суд высказал в Обзоре: суммы в претензии и иске могут не совпадать.

Досудебную претензию можно направить как по юридическому адресу контрагента, так и по адресу, который он указал в договоре. Теперь суды не вправе вернуть иск на том основании, что отправили претензию не по адресу, который указан в ЕГРЮЛ. Главное, чтобы адрес был подтвержден документально, например закреплен в разделе об уведомлениях.

Пример: суд вернул истцу заявление на том основании, что тот нарушил претензионный порядок. Отказ принять иск объяснил тем, что истец направил ответчику претензию не по адресу, который указан в ЕГРЮЛ. Обжаловать определение о возврате заявления истец смог только в кассации. Суд округа сослался на постановление Пленума Верховного суда, Обзор о претензионном порядке и указал, что претензию можно направить не только по юридическому адресу ответчика, но также по адресу, который он сам сообщил, в том числе по тому, который указал в договоре.

Также Верховный суд еще раз подчеркнул, что можно направлять претензию на электронную почту контрагента, если такой порядок и адрес почты закреплены в договоре. Если же претензия будет направлена на e-mail сотрудника контрагента, адреса электронной почты которого нет в договоре, есть риск, что суд иск вернет, поскольку сочтет, что нарушили досудебный порядок. Наиболее эффективно будет направить претензию на все известные адреса контрагента, которые указаны в ЕГРЮЛ и договоре.

Перед подачей иска важно дождаться либо ответа контрагента, либо истечения срока на досудебное урегулирование. При подаче иска сразу после направления претензии, не дождавшись истечения срока, который установлен в законе или договоре, суд вернет иск. До Обзора ВС по претензионному порядку из правила было исключение: суды считали, что досудебный порядок соблюден, даже если иск подали до того, как истечет срок ответа на претензию, если этот срок все же истекал к моменту принятия иска к производству.

Если компания направит контрагенту претензию в последний день срока исковой давности и подаст иск только после того, как истечет срок ответа на претензию, суд будет считать, что компания подала иск своевременно

Одна из причин, почему компании спешат обратиться в суд и тем самым допускают ошибку, — опасение, что к моменту подачи иска истечет срок исковой давности. Однако срок приостанавливается на время, которое необходимо, чтобы соблюсти претензионный порядок. То есть перестает течь до дня, когда получите от контрагента письмо с отказом, или на 30 дней, либо иной срок, который указали в договоре, если контрагент на претензию не ответит.

Пример: первая инстанция удовлетворила иск о неосновательном обогащении, однако апелляция частично истцу отказала. Апелляция мотивировала отказ тем, что по части требований истец пропустил срок исковой давности. В кассации истец заявил, что срок исковой давности приостановился на 30 дней, когда он направил претензию ответчику. Однако суд округа довод истца отклонил, отметив, что срок исковой давности приостановился до дня, когда ответчик отреагировал на претензию — на пятый день после ее получения.

Закон не содержит исключений для встречного иска в части претензионного порядка: если для требования необходимо направить претензию, то предъявление такого требования во встречном иске не меняет ситуацию. Если сторона требование не соблюдает, это приведет к тому, что суд вернет иск.

Пример: заказчик обратился в суд, чтобы взыскать с подрядчика неотработанный аванс и неустойку за просрочку. Подрядчик подал встречный иск с требованием взыскать с заказчика окончательную стоимость работ. Первая инстанция удовлетворила первоначальный иск, а встречный вернула из-за того, что подрядчик не направил контрагенту досудебную претензию. Кроме того, суд счел, что подрядчик злоупотребляет правом и пытается затянуть рассмотрение дела. Суд указал: подрядчик подал встречный иск через три месяца после того, как начали рассматривать дело. Апелляция и кассация с выводами первой инстанции согласились.

Верховный суд разрешил не подавать претензию по встречному иску только в одном случае: встречные требования фигурируют в ответе на претензию по первоначальному иску. Например, суд принял встречное исковое заявление к рассмотрению, несмотря на возражения истца по первоначальному иску о несоблюдении претензионного порядка. Суд отклонил доводы истца, поскольку встречные требования сторона заявила ранее, еще при расторжении договора. В другом деле суд приравнял к претензии по встречному иску переписку сторон, из которой следовало существо встречного требования ответчика.

 

 

(0)