Порядок применения закона о смягчении ответственности за нецелевое использование земель

Порядок применения закона о смягчении ответственности за нецелевое использование земель

Предпринимателя трижды привлекли к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП (использование земельного участка не по целевому назначению) и по каждому постановлению назначили штраф в размере 30 тыс. руб. Причиной стало использование земельных участков с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» для организации гостиничного комплекса и оказания гостиничных услуг. Предприниматель оспорил постановления в суде.

Суды пришли к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения.

Суд округа с этим согласился, но счел, что предпринимателя нужно привлечь к ответственности как за совершение одного административного правонарушения исходя из положений п. 5 ст. 4.4 КоАП РФ о смягчении ответственности за одинаковые нарушения, выявленные в рамках одного контрольно-надзорного мероприятия.

ВС указал следующее. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Обязательным условием, позволяющим ретроспективно применить такой закон, является неисполнение постановления о назначении административного наказания на дату вступления закона в силу.

Оспариваемые предпринимателем постановления о привлечении к административной ответственности были исполнены до вступления в силу Закона № 70-ФЗ, что подтверждается платежными поручениями. В связи с этим отсутствуют основания для распространения на предпринимателя положений ч. 5 ст. 4.4 КоАП. ( определение ВС от 23.01.2023 по делу № А60-25785/2021).

Весной 2022 года был принят ряд решений по стабилизации экономики и поддержке бизнеса в целом и отдельных его отраслей — так называемые антикризисные меры. Смягчение административной ответственности — одна из них. С 6 апреля 2022 года за несколько административных правонарушений назначается административное наказание как за одно, если они выявлены в ходе одного контрольно-надзорного мероприятия и ответственность установлена в одной статье (ее части) КоАП или регионального закона.

Эта мера поддержки очень важна для правообладателей земельных участков, поскольку размер ответственности за нарушения, связанные с землепользованием, часто определяется как процент от кадастровой стоимости участка, которая может быть очень высокой. Так, за нецелевое использование по ч. 1 ст. 8.8 КоАП штрафы для организаций составляют 1,5–2 процента кадастровой стоимости участка.

Однако для применения антикризисной меры необходимо соблюсти условия, указанные в законе. Например, если проверок было несколько, то и наказание наступает как за несколько правонарушений.

С момента вступления в силу новой нормы КоАП на практике возникают трудности с ее применением. Верховый суд уже напоминал, что данную норму нельзя применять ретроспективно, если штрафы были оплачены.

Текущая практика является отражением позиции ВС, согласно которой после вступления в силу закона, исключающего административную ответственность за определенное деяние, постановление о назначении административного наказания, не исполненное (полностью или в части) к моменту устранения ответственности, исполнению не подлежит.

После вступления в силу антикризисной меры постановления административного органа не становятся недействительными. В случае их оспаривания суд может указать в резолютивной части, что постановление не подлежит исполнению