Проведения ОРМ с обвиняемым в СИЗО, УИС и ИВС
Проведение ОРМ с обвиняемыми в СИЗО, ИВС и тюрьмах является законным и направлено на поиск информации о доказательствах по уголовным делам и стимулирование сотрудничества с правосудием. Согласно статье 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и статье 84 Уголовно-исполнительного кодекса, проведение ОРМ в СИЗО относится к совместной компетенции Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) и оперативных подразделений других ведомств. Следователи не обязаны информировать адвокатов о проведении ОРМ, и обязательное участие адвоката при проведении ОРМ не предусмотрено законом.
Так как содержание в СИЗО осуществляется в целях, перечисленных в Уголовно-процессуальном кодексе, ОРМ проводятся в отношении лиц, находящихся под стражей, в общем порядке. Однако, как разъяснил Конституционный суд Российской Федерации, общие нормы применяются с учётом правового положения подозреваемого или обвиняемого (определение Конституционного суда РФ от 01.12.1999 № 211-О). ОРМ не должны заменять следственные действия, и арестованные имеют право отказаться от участия в гласном ОРМ без адвоката. В соответствии с частью 2 статьи 95 Уголовно-процессуального кодекса РФ для проведения ОРМ с лицом, содержащимся под стражей, требуется получение письменного разрешения от дознавателя, следователя или суда.
Тем не менее это не означает, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ОРО), не имеют права проводить ОРМ в отношении задержанных и арестованных. В законодательстве существуют ограничения на проведение ОРМ без поручения следователя, дознавателя или прокурора в отношении конкретного расследуемого преступления. Что касается выявления других, в том числе готовящихся, преступлений, например связанных с противодействием расследованию, то в этом случае ограничения в проведении ОРМ вряд ли будут применяться, так как выявление таких преступлений не рассматривается как вмешательство в расследование и охватывается ОРД по выявлению, предупреждению или пресечению преступлений.
Ведомственная принадлежность ИВС и СИЗО также определяет компетенцию органов — субъектов ОРД. Право на проведение ОРМ в ИВС органов внутренних дел (ИВС ОВД) имеют оперативные подразделения Министерства внутренних дел России, а в ИВС пограничных войск Федеральной службы безопасности (ФСБ) — оперативные подразделения ФСБ. Проведение ОРМ в СИЗО уголовно-исполнительной системы (СИЗО УИС) относится к совместной компетенции оперативных подразделений ФСИН и оперативных подразделений ОРО. Это следует из содержания статьи 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а также из положений Уголовно-исполнительного кодекса (статья 84) и Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Судебная практика показывает множество случаев, когда суды исключали из числа допустимых доказательств показания оперативников об обстоятельствах дела, якобы ставших им известными из опросов обвиняемых или «бесед» с ними.
В связи с тем, что объектом проведения ОРМ в СИЗО оперативными подразделениями ФСИН являются только лица, оставшиеся в изоляторе для выполнения хозяйственных функций, законодатель предоставил право на проведение ОРМ в СИЗО ФСИН оперативным подразделениям всех субъектов ОРД без исключения, но только совместно с сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
Важно отметить, что Закон об ОРД не запрещает сотрудникам оперативных служб использовать различные методы и приёмы. Поэтому адвокаты обычно предупреждают своих клиентов о возможности проведения таких ОРМ в условиях заключения под стражу.
(14)