МОСКОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
РЕШЕНИЕ
от 14 сентября 2021 г. по делу N 12-232/2021
39MS0009-01-2021-002290-79
Судья Московского районного суда г. Калининграда В.,
при секретаре И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу командира ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Калининградской области Г. на постановление мирового судьи 6-го судебного участка Московского судебного района г. Калининграда от 19.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ в отношении С.,
установил:
Постановлением мирового судьи 6-го судебного участка Московского судебного района г. Калининграда от 19.06.2021 постановлено: «Производство по делу об административном правонарушении в отношении С. по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ прекратить по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения».
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, командир ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Калининградской области Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении С. был составлен протокол <адрес> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ, по факту того, что ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 35 минут по адресу: <адрес> Сытенький А.Н., в нарушение п. 2.1.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, управлял механическим транспортным средством N, будучи лишенным права управления транспортным средством.
Вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка N городского округа «<адрес>» N от ДД.ММ.ГГГГ Сытенький А.Н. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мопеды и легкие квадрициклы отнесены к транспортным средствам категории «М», на управление которыми предоставляется специальное право.
Согласно абз. 15 п. 1.2 Правил дорожного движения, «мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
В соответствии с положениями Решения Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ N "О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР N. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств») механические транспортные средства относятся к мототранспортным средствам категории «L» и должны соответствовать требованиям ТР N. Для управления такими транспортными средствами необходимо наличие специального права управления транспортными средствами соответствующей категории «М» или «А».
В силу п. 1 приложения N к ТР N к категории «L» относятся мототранспортные средства: в том числе мопеды, мотовелосипеды, мокики, в том числе: двухколесные транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся: в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или, в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт. Кроме того, относятся трехколесные транспортные средства с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся: в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или, в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или, в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Таким образом, механическое транспортное средство с двигателем мощностью более 0,25 кВт формально попадает под понятие «мопед».
Полагает, что Сытенький А.Н., будучи лишенным права управления транспортными средствами, управлял механическим транспортным средством, для управления которым требуется водительское удостоверение. Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ.
В судебное заседание командир ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Калининградской области Г. не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен.
В судебное заседание Сытенький А.Н. не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещался надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2.1.1 Правил дорожного движения, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.
В силу п. 2.7 Правил дорожного движения водителю запрещается передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил.
При этом объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ, выражается в действиях по управлению транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами.
Постановлением мирового судьи судебного участка N городского округа «<адрес>» N от ДД.ММ.ГГГГ Сытенький А.Н. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления ТС сроком на 1 год 6 месяцев. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 32.7 КоАП РФ течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.
При этом обязанность по сдаче документов в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права в орган, исполняющий этот вид административного наказания (в случае, если соответствующие документы ранее не были изъяты в соответствии с ч. 3 ст. 27.10 КоАП РФ), возложена на лиц, лишенных такого права. Аналогичная обязанность возложена на таких лиц и в случае утраты указанных документов, которые должны в этот же срок заявить об этом в указанный орган, (ч. 1.1 ст. 32.7 КоАП РФ).
Однако, с момента вступления ДД.ММ.ГГГГ постановления суда о лишении С. специального права у него, как лица, лишенного права управления транспортными средствами, в соответствии с ч. 1.1 ст. 32.7 КоАП РФ, возникла обязанность в течение трех рабочих дней сдать водительское удостоверение в органы ГИБДД либо заявить о его утере в этот же орган и в этот же срок.
При этом материалы дела не содержат сведений о том, что указанная выше обязанность Сытеньким А.Н. исполнена. Согласно информационной справке командира ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Калининградской области Г. водительское удостоверение Сытеньким А.Н. после его лишения специального права на основании указанного выше судебного постановления не сдано, с заявлением о его утере в ОВД Сытенький А.Н. не обращался.
В соответствии с ч. 2 ст. 37.2 КоАП РФ в случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов.
Таким образом, с учетом положений вышеприведенных норм КоАП РФ на момент управления электросамокатом N — ДД.ММ.ГГГГ Сытенький А.Н. являлся лицом, лишенным права управления транспортными средствами на основании вступившего в законную силу постановления суда.
Согласно ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.
Как следует из примечания к с. 12.1 КоАП РФ, под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также иные транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
В целях применения других статей главы 12 КоАП РФ под транспортными средствами понимаются также иные транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения транспортным средством признается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Механическое транспортное средство — транспортное средство; приводимое в движение двигателем.
Мопед — это двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
Из содержания протокола об отстранении ФИО1 от управления транспортным средством следует, что электросамокат KUGOO М4 имеет мощность 500W или 0,5 кВт.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения электросамокат транспортным средством не является, нормами действующего законодательства наличие специального права управления электросамокатом не предусмотрено.
Что касается доводов заявителя о том, что согласно п. 1 приложения N к ТР N к категории «L» относятся мототранспортные средства: в том числе мопеды, мотовелосипеды, мокики, в том числе: двухколесные транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся: в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или, в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт., суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Правила дорожного движения РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, не содержат понятия «электрический самокат».
Согласно позиции шестого кассационного суда общей юрисдикции, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N, анализ положений пункта 1.2 Правил дорожного движения не позволяет прийти к выводу о том, что электросамокат является транспортным средством и приравнивается по своим технических характеристикам к мопедам. В соответствии с указанной нормой к мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, «пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
В данном случае правовое положение С., как участника дорожного движения, определяется, как «пешеход», что также соответствует выводам четвертого кассационного суда общей юрисдикции, изложенным в определении от ДД.ММ.ГГГГ по делу N.
При таких обстоятельствах мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что у должностного лица не имелось оснований для составления в отношении С. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В этой связи мировым судьей обоснованно сделан вывод о том, что в действиях С., управлявшего электросамокатом N, отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление мирового судьи 6-го судебного участка Московского судебного района г. Калининграда от 19.06.2021 оставить без изменения, жалобу командира ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Калининградской области Г. без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья: подпись
Копия верна.
Судья
ФИО
(27)